Журнал «Дагестан» » Экономика » Только для «белых»

Только для «белых»

    Камила Магомедова назначили руководителем Агентства по предпринимательству и инвестициям РД в разгар пандемии, 27 апреля. И теперь именно он отвечает за то, чтобы помочь дагестанскому бизнесу максимально воспользоваться обозначенными  федеральным центром инструментами поддержки и сделать наш бизнес более цивилизованным. 
Когда мы пришли за интервью, в кабинете Магомедова проходила встреча с членами Ассоциации экспортёров Дагестана. Задавались непростые вопросы, которые явно выходили за пределы его полномочий. Он старался давать практические советы и как руководитель госструктуры, и как опытный бизнесмен. 
Прошлое агентства мы решили не обсуждать, новый руководитель счёл это бестактным по отношению к прежним, так что говорили о будущем.

                                                                  Назначение

Мы с первым вице-премьером Гаджимагомедом Гусейновым работали над проектом «Люминари» и он предложил подумать об агентстве. В марте встретились с главой Дагестана, Владимир Абдуалиевич поинтересовался, как я вижу работу агентства, задавал вопросы. Выслушав меня, предложил самому поработать в агентстве, проявить себя, развить на практике те планы, которые наметили.
А в планах у нас два больших блока работы: увеличение занятых в сфере малого и среднего бизнеса и рост инвестиций в основной капитал. 

                                                          Воспитание новых бизнесменов

Увеличение количества малых и средних предпринимателей это, по большому счету, вопрос образования плюс доступ к ресурсам и плюс упрощение каких-то вещей. Поэтому мы здесь должны сделать то, что сделали в «Люминари» — создать среду, куда привезём талантливого человека из района, где он будет вариться и трансформировать своё мышление. Соединим обучение с мерами господдержки, с финансированием, с оборудованием, с полным набором и он выйдет через три месяца с готовым бизнесом. Нужно создавать среду, в которой запустить бизнес легче, быстрее и дешевле, чем в любом другом регионе. Это мы завернули в два проекта: «Предпринимательский квартал» и «Магазин коробочных решений». 
«Предпринимательский квартал» — якорный проект: будет такое пространство, куда мы поместим агентство, Корпорацию развития, фонды развития и поддержки. И там же найдём место для предпринимателей. В этом квартале я хочу создать среду, в которой предприниматели и чиновники будут говорить на одном языке. Кажется, мелочи, но на самом деле большая разница, где ты ведёшь разговоры про инновации и инвестиции: в строгом кабинете времён Брежнева с громоздкой мебелью и красными дорожками или в современном пространстве. 


Только для «белых»

На базе Центра поддержки предпринимательства будем создавать «Магазин коробочных решений». Есть масса коробочных решений — как запустить пекарню, кофейню, гостиницу, сыроварню. На рынке есть франшизы, они бизнесу понятны. Это подразделение из разных курсов соберёт образовательный продукт, который нужен именно этому бизнесмену, именно для его бизнеса. Не нужно учить человека, открывающего пекарню, макроэкономике и т. д.
За три месяца после моего назначения удалось установить доверительные отношения с разным бизнесом, наладить связи с федеральными структурами развития, со Сбербанком. Здоровые процессы идут с «Корпорацией развития РД» благодаря новой команде. Проекты получили одобрение в правительстве и в бизнес-сообществах. 

                                                              ГЧП, инвестиции и набережная

Что касается роста инвестиций в основной капитал, то мы верим в государственно-частное партнёрство. Агентство — уполномоченный орган по развитию ГЧП в республике. Есть регионы, где заключают по 100 контрактов ГЧП в год, и у них это нормально получается, а у нас — ни одного. Значит, проблема в нас, в том, что орган, который регулирует эту деятельность, не может соблюсти баланс интересов партнёров. 
Здесь ничего выдумывать не надо, надо взять практику, как в год ставить по 50–100 контрактов, и подходить к этому пошагово. Допустим, в этом году заключить 3 небольших контракта, на которых точно никто ничего не сворует, потому что суммы неинтересные. И тренировать на этом команду, а уж потом наращивать темпы: в следующем году сделать 10, затем 30 контрактов. Мы уже начали собирать команду, но её тоже нужно учить. 




Второй блок — дублирование успешных практик из других регионов. Есть большие инвесторы, которые в 5–7 регионах сделали однотипные концессионные соглашения. Мы пригласим их в Дагестан повторить тот же опыт. Если у них получается в других регионах, но не получается у нас, значит, это нам есть над чем работать — будем на своей стороне устранять проблемы. 
Удачный пример ГЧП — строительство в Махачкале автобусных остановок с правом поставить на ней кофейню или закусочную. И этот опыт нужно было собирать в одном месте, заворачивать в модельные решения и отдавать их в другие муниципалитеты и там повторять, потому что в основном проблемы у всех одинаковые.
ГЧП готово помочь в любой отрасли. Например, мы говорим о том, что нужно развивать туризм. Но нам не хватает номерного фонда, продуманных архитектурных решений, общественных пространств, набережных — нам нужно то, что привлекает туристов. Правильно построенная набережная привлечёт десятки тысяч людей в день. И уже вокруг неё бизнес будет строить гостиницы и рестораны. Строительство набережной — это не бизнес-задача, это задача государства, а денег в бюджете РД нет. Та же набережная в Махачкале — это тоже ГЧП-проект, где город должен дать частнику участок, проектно-сметную документацию. Частный инвестор туда заходит при условии, что он благоустроит набережную и сможет пользоваться этим пространством 10–15 лет; откроет кофейни, рестораны, качели, прокат инвентаря, создаст зоны для разных групп населения — родителей, спортсменов, пожилых людей и т. д. С мэром Махачкалы Салманом Дадаевым мы понимаем, что ГЧП для города сегодня — единственный формат реализации многих важных проектов, когда не хватает  источников финансирования. Но инвестор не может появиться раньше грамотного предложения, ему нужно предложить готовый проект, показать расчёты. 
В такие штуки легко привлекать инвесторов, потому что прозрачный проект: если будет легко получить документы, и инвесторы найдутся. Мы наблюдаем спортплощадки, на которые у государства не хватает денег, их тоже можно построить через ГЧП: днём будут бесплатно заниматься, вечером платные группы.
Сейчас в агентстве ГЧП занимается всего один человек. Мы должны создать центр ГЧП, как и в других субъектах. Для того чтобы контрактов ГЧП были десятки или сотни, должен быть налаженный конвейер, где каждый человек знает свои задачи, функции, сроки, и нигде не возникает заторов. У нас же некоторые договоры по восемь месяцев гуляют по правительству и министерствам, и никто за них не отвечает. Центр ГЧП будет ещё и магазином, куда придут инвесторы за инвестпроектами. 

                                              Помочь сможем только «белым»

По последствиям пандемии статистику подводить будем к ноябрю. По прогнозам экономистов основные неприятности ещё впереди. Но уже видно, что малый бизнес массово закрывается или уходит в тень. И его можно понять, когда у них выбор или закрыться или уйти в тень, но наша задача — показать на очевидном примере пандемии, что мерами господдержки смогли воспользоваться только те, кто был зарегистрирован, показывал оборот. 
Такие работодатели смогли получить выплаты МРОТ на каждого сотрудника, льготные займы. В Дагестане почему-то плохо этими мерами воспользовались: из 19 тысяч реально этим воспользовались меньше 5 тысяч. Не все про них знали, хотя был довольно понятный механизм, и мы, наверное, недоработали. К сожалению, есть недоверие между бизнесом и властью: предприниматели не верят, что что-то можно безвозмездно получить, поэтому даже не пытаются.
Кроме этой субсидии остальные меры поддержки связаны с льготными кредитами. Кредит в принципе не соответствует нормам ислама, поэтому большому пласту бизнесменов в Дагестане эта мера поддержки не подходит. Это большой пласт, 3 миллиарда рублей в Дагестане в обороте у тех компаний, которые дают займы по нормам ислама. К примеру, «Ассоциация экспортёров», чей представитель до вас здесь сидел, никто из них ни разу не обращался за кредитами именно по этой причине существует клуб вулкан https://business-olymp.ru/. Поэтому мы сейчас работаем над финансовым продуктом: как его сделать соответствующим нормам ислама. У нас светское государство, федеральный центр предлагает универсальные для всех регионов меры поддержки, поэтому мы не можем воспользоваться опытом мусульманских стран и должны придумать что-то свое. 
«Даглизингфонд», наша подведомственная организация, впервые получила 300 миллионов рублей только на микрозаймы и выдает до 5 миллионов под ставку от 2 до 5 %. Но я не вижу большого количество обращений: всего 420 заявок, а кредит выдан только восьми. Люди хотят решать по-старому, спрашивают, где договориться, чтобы тебе без документов отдали кредит. Объясняешь предпринимателю, а в итоге оказывается, что у него нет документов, бардак в ведении бизнеса, а это очень мешает получать меры поддержки. Оказывается, например, что по ОКВЭД у него торговля, а реально он занимался туризмом, и поэтому сейчас не может получить поддержку. Уходит много времени, чтобы такому человеку объяснить, что пакет документов из 14 позиций, который от него требуют, это единственная возможность получить кредит. Если нужна помощь в оформ­лении, в центре «Мой бизнес» можно получить бесплатные консультации. Нужно пользоваться тем, что сегодня реально доступно. При Агентстве был фонд микрофинансирования, который сейчас идёт на ликвидацию — в нём 97 % невозврата кредитов. 
Выгодно легализировать бизнес, потому что в кризисные времена государство поможет только тем, кто был зарегистрирован.




К строительству технопарка «Аврора» были претензии Счётной палаты, 410 миллионов пришлось вернуть, потому что он строился по-дагестански: это была недоработанная проектно-сметная документация, непроработанные алгоритмы финансирования и строительства. Неосвоенные деньги вернулись в Дагестан, поэтому наша задача — технопарк достроить и дать предпринимателям площадку, где можно разворачивать строительство. 

                                                            Гранты не помогут

Я убеждён, что в создании условий для бизнеса нужно формировать правильную среду. Среда состоит из нормативного поля, доступности ресурсов и правильно выстроенных отношений. На нормативном поле много чего нужно менять, в том числе на уровне региона. Ресурсы — это кредиты, доступ к компетенциям: открывая бизнес, я должен знать, где я наберу для него профессионалов. Есть проекты Агентства стратегических инициатив по снижению нагрузки на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов. Проблема есть, она мешает бизнесу, есть над чем поработать, но ещё большая забота у нас в создании условий для ведения бизнеса. 
Когда мы говорим о господдержке, первое, что приходит на ум — гранты и другие безвозмездные меры поддержки. Грант сам по себе довольно неэффективная мера поддержки, портит предпринимательский опыт. Человек привыкает получать от государства безвозвратные деньги, он не учится работать с банками, с фондами развития, у него формируется иждивенческая позиция.
Поэтому, планируя инициативы, мы исходим из того, что не даём бесплатных денег, планируем возвратные деньги. Потому что бизнес, который не может вернуть вложенные деньги, — это не бизнес. Грант — вещь заразная, на него раз подсел — и сойти очень сложно. Помогать предпринимателям государство может по-другому: например, у нас в региональной программе предусмотрена компенсация первого платежа на технику в лизинг. Компенсировать можно первый платеж, который обычно составляет 10–30 % от стоимости оборудования, техники.
Самые низкие проценты по стране — в лизинговом фонде Дагестана. Наше правительство специально так сделало, чтобы быстрее шло обновление производственных мощностей. 

                                                             Дагестанские налоги

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД) был принят как временная мера, он перестанет действовать в следующем году, если не продлят. Сегодня он используется как схема ухода он налогов. Мы высказали свою позицию, что ЕНДВ из-за пандемии нужно сохранить минимум на год: когда бизнесу и так плохо, неправильно менять налоговый режим. Его полноценной заменой стала упрощённая система налогообложения. И здесь есть две полярные точки зрения: ЕНДВ удобен тем, у кого небольшие обороты, маленькие торговые точки; с другой стороны, часть этой же категории пользуется УСН, и они оказываются в разном положении. 
Ставку по УСН в Дагестане снизили до 3 % ещё раньше, чем федеральный центр, и до 1 % для IT-сектора, чтобы привлекать IT-компании. В Дагестане многие налоги снизили до минимума: единый сельхозналог, УСН уменьшили в два раза. 
Есть планы, как развивать IT-отрасль, рассчитываем, что сможем создать условия, чтобы компании из других регионов переезжали сюда. Мы переходим в постиндустриальный мир. В Якутии одно здание бывшего хлебозавода, где сидит 2 тысячи IT-резидентов, генерирует налогов больше, чем 9 действующих хлебозаводов вместе взятых. Поэтому сегодня не так важны фабрики и заводы.
В районе Матласа существует особая экономическая зона. В Дагестане были две действующие зоны — прибрежная и Матлас. Прибрежную убрали, потому что там нет земли, которую можно предложить инвесторам. Матлас оставили, и Минтуризма сейчас работает над новой концепцией: что там будет. Горнолыжный курорт уже вряд ли получится: мало снега и неподходящие склоны.

                                                            Сибирский лезгин

Мне недавно исполнилось 35 лет, родители из села Хрюг Ахтынского района, а родился я в Ханты-Мансийском округе, где родители были на заработках. В школу пошёл в Дербенте, потом опять вернулись в Ханты-Мансийск. Окончил факультет государственного и муниципального управления МГИМО, но никак себя не видел на госслужбе. Потом в Москве занимался IT-бизнесом и девелопментом. 
В 2008 году мой дед Махмуд Абдулкеримов, который всю жизнь проработал директором Хрюгской школы, с помощью сыновей создал благотворительный фонд «Просвещение». Три года назад фонд запустил проект строительства современных просветительских центров «Люминари». Первый центр в Хрюге спонсировал Абдулжелил Абдулкеримов — мой дядя, он мне и предложил им заняться. Так я переехал в Дагестан. 




Если будет 50 центров «Люминари», каждый будет выпускать по 1000 детей в год, то за 3 года мы сможем изменить среду. Для нас главное, чтобы дети ещё в школе поняли, что им нравится, кем они хотят работать, какой в современном мире есть выбор. Каждый месяц туда приезжают 3–5 человек из Москвы, чтобы поработать с детьми, которые уже состоялись. Ребёнок практически пробует себя в разных сферах и понимает, интересно это ему или нет. В Чародинском районе будет второй такой центр: мы придумали модель концессии, когда любой дагестанец может перерегистрироваться в республике, и у нас на его налоги построят центр и назовут его именем.
«Люминари» выиграли Гран-при в миллион долларов «Рыбаков фонда» в области образования на развитие проекта. Нам было важно, что в области образования международное жюри, рассматривая 470 проектов из 40 стран, именно наш проект посчитало лучшим. 
Будет больше профессионалов — будет больше состоявшихся, счастливых людей. Поэтому я и перешёл в Агентство, тут те же задачи — создавать среду и условия, чтобы среди предпринимателей стало больше людей реализовавшихся и меняющих жизнь вокруг себя. Пока не сдаюсь в попытке сделать что-то полезное и важное. Но если пойму, что важные проекты реализовать невозможно, займусь чем-то другим; если же удастся запустить их, буду прикладывать все усилия, чтобы наращивать темпы и расширять. 
Я первый раз на госслужбе. Да, всё оказалось сложнее, чем я думал, много нюансов: всё нужно согласовывать, много конкурсов, регламентов, которые нужно соблюдать. Это немного демотивирует, когда ты не можешь быстро двигаться по не зависящим от тебя причинам, но понимаешь, что это необходимо, чтобы Дагестан не попадал в те криминальные истории, в которые попадал ранее. 
На уровне понимания концепции мы обсудили все проекты с Владимиром Абдуалиевичем, председателем правительства, вице-премьером, у нас есть общая стратегия агентства. Вопрос в том, ручками сделать получится или нет. Если не получится — что ж, жизнь одна, — нужно будет вернуться и сделать это через проект «Люминари», как изначально и планировал.


Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество