» » Эседула Ахмедов: «Всё решаемо»

Эседула Ахмедов: «Всё решаемо»


Долги


Андрей Меламедов


Эседула Ахмедов: «Всё решаемо»


Огромные долги Дагестана за электроэнергию давно уже выросли в серьёзнейшую проблему, решить которую оказалось не под силу ни одному руководителю республики. Пытались практически все, но безуспешно — долги продолжали расти.


Дошло до того, что полтора года назад вице-премьер Александр Хлопонин вынужден был заявить, что состояние платежной дисциплины в сфере ЖКХ будет одним из важнейших критериев принятия решений об эффективности властей в регионах Северного Кавказа.

О том, возможно ли в принципе избавиться от этого «электрического проклятия», корреспондент журнала «Дагестан» поговорил с одним из старейших энергетиков республики Эседулой Ахмедовым, проработавшим в этой отрасли около пятидесяти лет.

— Эседула Исакович, вы один из тех, кто знаком с долговой проблемой не понаслышке —  четверть века вы руководили Махачкалинской ТЭЦ, до недавнего времени активно работали в комитете по строительству и ЖКХ Народного собрания республики. Считаете, тут вообще возможно какое-либо решение?

— Неразрешимых проблем в принципе не существует, было бы желание решать. На мой взгляд, непрекращающийся рост долгов за электроэнергию — это результат системных ошибок в управлении отраслью.

— Вы уверены в термине? Дело в том, что многие эксперты считают, что корень проблемы заключается в элементарном воровстве электроэнергии. Так что если имеют место «ошибки», то эти «ошибки» совершаются вполне сознательно. Помните, как в республике запускали проект по масштабной установке интеллектуальных счётчиков? В пилотных районах внутрисетевые потери практически сразу же сократились вдвое, достигнув нормативного уровня. Получается, что все эти сверхнормативные потери проистекают не из-за ветхости наших сетей — хотя это обстоятельство тоже имеет место быть, а потому, что украденные киловатты надо куда-то списывать.

— Тут я спорить не буду, внутрисетевые потери — очень удобная графа для списания украденных денег. Увы, не единственная. Массовые случаи появления долгов у добросовестных плательщиков — это тоже пример подобного рода. Суды сегодня буквально завалены их исками. Так же, как и исками энергетиков к недобросовестным плательщикам. Тут можно ещё сказать о фактах явного сговора. Посмотрите зимой на сёла, в которых нет газа, — из печных труб там не идёт дым, люди отапливают свои жилища электричеством. Но при этом «зимние» платежи на уровне «летних», а внутрисетевые потери в некоторых сельских районах доходят до 50%.

Это всё есть, и чуть позже я обязательно остановлюсь на этих фактах. Но сначала мне хотелось  бы поговорить о другом. А именно об ошибках в управлении электрохозяйством. Пусть сознательных, но всё же ошибках. Смотрите, мы с вами пришли к выводу, что внутрисетевые потери — это очень удобная графа для списания долгов. А откуда, скажите, эти самые сверхнормативные потери берутся?


— По версии энергетиков, всему виной ветхие сети.

— Хорошо, но тогда я хотел бы получить ответ на такой вопрос: а почему, собственно, эти сети вдруг стали ветхими? Из-за недостаточного финансирования? Не согласен. В стоимости каждого киловатта электроэнергии изначально заложены расходы на содержание и модернизацию сетей. Где эти деньги, на что их тратят?

Идём дальше. Вы, насколько я знаю, пишете об энергетических проблемах уже много лет, начинали ещё при социализме. Можете сказать, чем сегодняшние подходы к содержанию сетей отличаются от того, что мы наблюдали пару десятилетий назад?

— Вот так, навскидку — вряд ли…

— Хорошо, скажу сам. Если раньше рациональной эксплуатации энергооборудования сетевых предприятий уделяли первостепенное внимание, то сегодня этим практически никто не занимается. И это совсем не мелочи, если подсчитать потери от провала этой важнейшей работы. Сегодня сплошь и рядом можно обнаружить два трансформатора, расположенных по соседству, один из которых явно недогружен, а второй работает в условиях сумасшедшей перегрузки. Если проверить напряжение на трёхфазных линиях, сразу же обнаружится, что одна из фаз работает на пределе, тогда как две другие — с явным недогрузом.

Всё это —не только предпосылки для возникновения аварийных ситуаций, число которых с каждым годом растёт, но и сумасшедшая нагрузка на сети. При такой нагрузке внутрисетевые потери, о которых мы с вами говорим,  начинают стремительно расти. Именно это я называю ошибками в управлении, избавившись от которых мы, во-первых, доведём потери до нормативного уровня, а во-вторых, ликвидируем графу, по которой списываются сумасшедшие деньги.

— Вы считаете, что в нынешних условиях это возможно? Когда нормальных специалистов днём с огнём не отыщешь?


— Вполне возможно. К слову, в правительстве Дагестана тоже понимают важность этой задачи и предпринимают меры по её решению. Пару недель назад врио вице-премьера Шамиль Исаев сообщил, что в скором времени в республике планируют провести масштабные учения, для участия в которых в Дагестан приедут более двух тысяч энергетиков из всех регионов России. Их задача состоит в том, чтобы максимально минимизировать потери в сетях, а также проконтролировать ход работ по установке современных приборов учёта. Если грамотно использовать всех этих специалистов, можно добиться серьёзного прорыва. При этом приезжим не надо самим заниматься исправлением обнаруженных недостатков, достаточно составить предметные «дорожные карты» для наших энергетиков.

— Каждый раз, общаясь с вами, я убеждаюсь в том, что у вас имеются рецепты для лечения практически всех энергетических болезней. А самое главное, в итоге оказывается, что все эти рецепты работают. В связи с этим вопрос на засыпку. На днях в мэрии Махачкалы прошло совещание, в ходе которого критиковали энергетиков, не спешащих брать на баланс бесхозные сети в городе. В итоге ни к чему не пришли, поскольку энергетики списали всё на российское законодательство, запрещающее им осуществлять подобные процедуры. И такая ситуация не только в Махачкале. Несколько месяцев назад я брал интервью для журнала «Дагестан» у Шамиля Исаева. Так вот он сказал, что в республике обнаружен 1041 бесхозный трансформатор и почти 2000 километров бесхозных сетей. И как, по-вашему, с этими объектами следует поступить?

— Ещё раз скажу: неразрешимых проблем не существует в принципе, была бы воля. Я сейчас вам один пример из своей практики приведу. В 2008 году я работал управляющим директором Махачкалинской ТЭЦ и из-за ветхих тепловых сетей никак не мог обеспечить нормальное теплоснабжение города. Потери в сетях на тот момент составляли от 300 до 500 кубометров в час. Вкладывать же деньги в ремонт сетей я не мог, поскольку они числились на балансе МУП «Махачкалатеплоэнерго», и меня сразу же обвинили бы в нецелевом расходовании средств.

В итоге я обратился к руководству Махачкалы с предложением продать городские сети Махачкалинской ТЭЦ. Предложение моё приняли, но оказалось, что продать сети город не может, — примерно половина их оказалась бесхозными и ни на чьём балансе не числилась. В общем, ситуация, на первый взгляд, сложилась абсолютно тупиковая, вроде той, что мы сегодня наблюдаем с электрическими сетями.

— И как вы выбирались из этого тупика?


— Очень изящно, считаю. Предложил главе города временно назначить меня руководителем МУП «Махачкалатеплоэнерго». После чего я в спешном порядке начал оформлять бесхозные сети в собственность города, заставив БТИ подготовить сотни технических паспортов на вроде бы ничьи объекты и оборудование. В итоге за очень короткое время все бесхозные сети были приняты на баланс города, оценены и проданы Махачкалинской ТЭЦ. Через три года, вложив в эту программу весьма солидные средства, я смог завершить реконструкцию основных магистральных сетей, снизив потери до нормативных 50–70 кубометров в час.

— Но закон….

— Закон запрещает энергетикам брать на баланс бесхозные сети, а вот про муниципалитеты в нём ничего не сказано. Считаю, что по этому пути нам и следует идти — оформлять сети в качестве муниципальной собственности, а затем отдавать их в аренду энергетикам. Помимо всего прочего, это благотворно скажется на бюджете муниципалитетов, поскольку у них появится дополнительный источник дохода. Если энергетики при поддержке муниципалитетов этой проблемой озаботятся, у них всё получится.

— Подозреваю, энергетики в этом не очень заинтересованы. Из года в год они говорят о низкой платежной дисциплине населения и при этом практически тормозят программу по установке приборов учёта. На реализацию которой, кстати, было выделено несколько миллиардов рублей федеральных денег.

— Согласен, я сейчас точной статистики по счётчикам не помню, знаю только, что цифры абсолютно провальные.

— О том же, слово в слово, говорит и Шамиль Исаев, считающий, что программу по счётчикам энергетики завалили. По его данным, сегодня приборами учёта в республике обеспечено всего 56% потребителей электроэнергии — немногим больше половины. Оставшиеся 44%, по его мнению, как раз и являются основной базой для хищений — именно из-за безучётности в республике продолжают расти энергетические долги.

— А вот тут я бы не стал утверждать столь однозначно. Смотрите, в структуре энергетических долгов республики долги населения составляют лишь пятую часть. Остальное — это внутренние споры сбытовой и сетевой компаний, работающих на территории республики. При этом обе эти компании входят в состав холдинга ПАО «МРСК-СК». Так, может, пора уже руководству холдинга навести порядок в собственном доме? И начать с сетей, о чём я сказал в самом начале нашей беседы. Будут нормальные сети, обеспечивающие подачу качественной электроэнергии, будут и платежи — это всегда связано.

В общем, по моему мнению, бороться надо не только с прямыми хищениями, об этом и без меня  вам многие рассказать могут. Надо выстраивать нормальную работу всего комплекса, изживая системные ошибки  управления. Я, честно говоря, на досуге разработал «дорожную карту» по всем этим направлениям, сейчас вот пытаюсь добиться её внедрения.

— Насколько я знаю, в ходе встречи Владимира Васильева с Советом старейшин вы говорили с ним на эту тему. 

— В самых общих чертах. Он, кстати, моей работой заинтересовался и пригласил для отдельной беседы. Мы с ним встретились, и он сразу же дал соответствующие поручения работникам, курирующим эту сферу. Надеюсь, что эта работа пойдёт на пользу республике.

— Не могу не спросить о газовых долгах. Тем более что основные из них — на совести теплоснабжающих предприятий Махачкалы. А вы в сфере теплоснабжения проработали более сорока лет.

— Вы правы, сегодня главные «газовые» должники — это ООО «Дагестанэнерго» (бывшая Махачкалинская ТЭЦ), ОАО «Махачкалатеплоэнерго» и МУП «Махачкалатеплосервис», задолжавшие за поставленный газ около 3 млрд рублей. Все три предприятия с учётом сложившихся тарифов и цены на газ — планово убыточные, никаких перспектив рассчитаться с долгами у них нет. Ситуация абсолютно безысходная. Если ничего не предпринимать, она будет только ухудшаться.

Единственный выход из создавшейся ситуации видится мне в передаче активов этих предприятий за долги на баланс  Межрегионгаза. Такой опыт апробирован в некоторых регионах, где показал свою эффективность. Дело в том, что «внутренняя» цена на газ и его стоимость для «внешнего» покупателя отличаются весьма существенно. С учётом этого после небольшой модернизации все эти предприятия смогут стать прибыльными, а газовый долг Дагестана снизится весьма значительно. Согласитесь, даже небольшая прибыль лучше, чем 500 миллионов убытков в год? Так что для газовиков это тоже выход из тупиковой ситуации, поскольку в противном случае долги эти не будут закрыты никогда. Естественно, этим предметно надо заниматься руководству города, республики — под лежачий камень вода, как известно, не потечёт.

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество