Журнал «Дагестан» » Экономика » Братья-конкуренты

Братья-конкуренты


С «Бисомом» я знакома давно. После того как затихли национальные фронты, «Бизнес-сообщество Махачкалы» — единственная общественная организация, где добровольно объединились и активно общаются сотни людей, при том, что она дистанцирована от органов власти и никак не служит трамплином в госструктуры. Тем более удивительно, что объединились предприниматели, которые вроде бы должны быть конкурентами.

На днях «Бисом» вышел на международный уровень. Он организовал и провёл в Стамбуле первый Турецко-дагестанский форум предпринимателей. Это вообще первый форум нашей республики за рубежом. 



Конечно, к нам приезжало много инвесторов, дагестанские чиновники с удовольствием постоянно ездили за границу на всевозможные конференции, выставки для обмена опытом за государственный счёт. Если учесть, что стиль их работы современнее не становился, ни один иностранный инвестор так деньги и не вложил, по сути это были турпоездки VIP уровня за счёт скудного дагестанского бюджета.

На этот форум государство не потратило ни копейки, бизнесмены всё сделали сами, а они не стали бы тратить время и деньги, если бы не были уверены в выгоде проекта.


Братья-конкуренты


Создатель «Бисома» и организатор форума Абдулхаким Пахрутдинов сумел завоевать уважение и объединить непростой, а зачастую просто «дикий» дагестанский бизнес. Зачем и кому нужен «Бисом» и форум, он расскажет сам.


Рандеву на Босфоре


— Пять лет с момента создания «Бисома» мы становились на ноги: занимались поиском внутренних резервов, устанавливали дружеские отношения с Ингушетией, Чечнёй, Кабардино-Балкарией. И наконец, посчитали, что можем выйти на международный уровень. Нам нужна коммуникация с коллегами из других стран, потому что бизнес постоянно требует развития, вынуждает идти за новыми технологиями.

Оглянувшись вокруг, мы поняли, что самая подходящая страна — это Турция. Из плюсов: там наши братья по вере, тепло, близко, никаких виз, два раза в неделю из Махачкалы летит «боинг», билеты дешевле, чем в Москву. И при этом успешно развивается любой бизнес, а в нашей стране очень популярны турецкие одежда и обувь, курорты, всё больше людей едут туда на лечение. Лично у меня много родственников в Турции, которые уехали туда в период мухаджирства 150 лет назад. Они занимают достаточно высокие посты, мой четвероюродный брат Ахмед Чинар — губернатор провинции Чанаккале.

Мы нашли такое же сообщество, как наше — крупнейшую в Турции «Ассоциацию независимых промышленников и предпринимателей MUSIAD». Оно объединяет 7 тысяч реальных бизнесменов, имеет представительства в 50 странах мира. Вышли на них, и они сразу же нас пригласили. Но мы хотели, чтобы поездка была эффективной, поэтому сначала у себя выяснили, с кем бисомовцы хотят встретиться, и за два месяца до приезда отправили туркам свои пожелания. Когда приехали, нас уже ждали те коллеги, которые нам интересны. Делегация состояла из 32 предпринимателей и первого заместителя главы администрации Махачкалы Салимхана Ахмедова, всем были одновременно устроены двусторонние встречи с потенциальными партнёрами. Я попросил турецких друзей организовать встречу Салимхана Ахмедова с самым лучшим муниципалитетом Стамбула, и мы встретились с вице-мэром Чекмекёйского муниципалитета Юкселом Челиком.

Ещё председатель ассоциации мебельных производителей Турции MOBSAD Нури Гурсан пригласил всю делегацию на свою мебельную фабрику — одну из крупнейших в Турции. Большинство из нас впервые увидело такое крупное и современное производство, несколько наших бизнесменов уже договариваются с ним о сотрудничестве.

И только когда мы увидели, что идут коммуникации, выгодные контракты, подписаны протоколы о намерениях, мы подписали соглашение. Оно предполагает ежегодный обмен предпринимателями между нашими странами, в конце весны 2020 года они приедут на турецко-дагестанский форум в Алмаке. Мы решили: почему Швейцария может иметь Давосский форум, а Дагестан не может иметь Алмакский? Мы хотим, чтобы со временем он превратился в место, куда будут приезжать не только турки, но и бизнесмены из других стран. Алмак с его оленьим питомником — одно из самых привлекательных мест в Дагестане. Турецкая компании «Сиде-Су» инвестирует деньги в строительство в Алмаке современного туристско-оздоровительного комплекса, и он в перспективе станет лучшим горным курортом в Дагестане.

Вся моя деятельность направлена, чтобы уйти от пустословия, от хинкальных встреч. Форум в Алмаке, контакты с турецкими бизнесменами направлены на то, чтобы они не сомневались, что их инвестиции будут защищены. Я хорошо знаю, как надо работать с инвесторами. Поверьте, это очень тонкая работа и дело не одного дня, нельзя спешить.

К сожалению, в наших странах большая разница в отношении к бизнесу. В Турции в ВВП 40 % малого и среднего бизнеса, в России — 18 %. И, конечно, там очень большая господдержка. Но не забывайте, у них рыночная экономика более 100 лет, а у нас лишь четверть от этого срока. Они тоже проходили этапы дикого капитализма, зарождения класса бизнесменов, а нам нужно учиться и учиться.


Растопить лед недоверия 


В 2014 мэр Махачкалы Магомед Сулейманов предложил мне стать его советником по вопросам малого и среднего бизнеса. Возникла идея объединить предпринимателей, создав бизнес-сообщество. Такая практика существует во всём мире: создаётся центр, который лоббирует интересы предпринимателей. Первой и наиболее сложной была задача растопить ледяную глыбу недоверия между бизнесом и властью. У меня год ушёл на то, чтобы она начала таять. Я показывал, что хочу им помогать, Сулейманов очень серьёзно меня поддержал. Многие бизнесмены не могли решить свои вопросы с мэрией, поэтому мой рабочий день начинался с того, что я шёл в администрацию с портфелем с бизнес-проектами и прочими документами. Я был модератором между бизнесом и администрацией, и мне удалось консолидировать самую передовую часть бизнесменов.

Я почти всю жизнь занимался бизнесом, поэтому знал их чаяния и думы, на какие рычаги нажимать. Было видно, что нет мест, куда «люди дела» пришли бы и их выслушали. А я их не просто слушаю, я всё записываю, звоню, помогаю. Таким образом, мне удалось завоевать   авторитет, пришло понимание, что лучше быть вместе. Оказалось, они очень соскучились по объединительному началу, а я постоянно подбрасывал поленья в общий костёр, и им это нравилось. Я организовал церемонию вручения премии «Признание» как на фестивале — торжественно, с красной дорожкой и фотографами, — чтобы предпринимателей признали общество и власть. Эта группа общества стала выделяться, стала некоей кастой, что ли.




И главное, если бизнесмен сразу не видит выгоду, он не придёт. Я им внушаю: у вас есть «Бисом», куда вы можете прийти со всеми проблемами, даже личными — и я устраиваю их детей в садики, больницы. Один даже попросил найти ему невесту. Нашёл и на свадьбе был.

Если я в течение дня 5–6 бизнесменам не помог, считаю свой день бесполезным. Вижу человека, тут же даю визитки, надо уметь строить отношения во всех структурах, которые решают вопросы бизнесменов; везде нужно иметь своё влияние, это мой стиль: кого-то поздравить, с кем-то пообедать.

Сейчас в «Бисоме» 450 активных членов, в расширенном списке 625, каждый месяц принимаем 10–15 человек. Есть взносы — в основном тысяча рублей в месяц, некоторые платят по 5–10 тысяч.

Раз в месяц мы устраиваем бизнес-завтраки на 15 площадках, мы их каждый раз перемешиваем, чтобы они быстро познакомились; все обмениваются визитками и рассказывают о себе. Два раза в месяц проходит годекан, в котором участвует 200 человек, куда мы обязательно кого-то приглашаем. Последний раз был первый вице-премьер Правительства РД Гаджимагомед Гусейнов, до этого министр внутренних дел Абдурашид Магомедов. Общаемся с ними, ведём прямую трансляцию.

Я сам не ожидал, что наше бизнес-сообщество станет настолько массовым. К нам потянулись предприниматели из Хасавюрта, других городов; во всех дагестанских городах мы создали филиалы, кроме Избербаша — ждём, пока там мэра выберут; Хунзах и Сергокала стоят в очереди.

Меня самого удивляет, но ни разу не видел, чтобы внутри «Бисома» бизнесмены относились к конкуренту без уважения. Они говорят: «Он мой конкурент, но он мой брат». Но вот вчера один крупный бизнесмен пришёл жаловаться на ещё более крупного. Я, конечно, помогу. Кто-то затягивает с выплатой долга, такие вопросы тоже приходится решать.


Спасибо за чистку


Я был сторонником того, чтобы Дагестан возглавили люди со стороны, не связанные ни с какими силами внутри республики, и назначения Владимира Васильева и Артёма Здунова воспринял очень хорошо. Я считаю, что президент России в лице Васильева нашёл верную кандидатуру очень порядочного человека, перед которым была поставлена задача всё расчистить. Однако уже пора и созидать.

Перед «варягами» была поставлена задача показать всем дагестанцам, что работать надо прозрачно и законно, и они нам показывают пример, это все видят, особенно бизнесмены — сейчас о взятках и откатах даже думать страшно. Они нам демонстрируют: «Друзья дагестанцы, вы просто топили себя, своими серыми схемами вы ведёте себя в тупик. Они подали пример того, как надо действовать, и уже надо дать дагестанцам действовать. Заработала инвестиционная программа, все соцобъекты, которые стояли годами замороженные, сейчас достраиваются, действует программа «150 школ» — всё это благодаря тому, что люди начали выходить из тени, платить налоги.

В Дагестане покупательная способность резко падает. Я объясняю это мерами по наведению порядка, это процесс излечения. Да, коррупции стало меньше, но это только из-за страха, она не уничтожена, эти процессы как сорняк ушли далеко под землю.

Но мне кажется, что процессы наведения порядка происходят не всегда правильно. Тот же перевод с территориальных на федеральные нормативы сметы уничтожает строительный бизнес. А строительство надо было развивать, оно вносило самый большой вклад в ВВП. Сейчас в республике строится 40 детсадов и 25 школ, но дагестанским строительным фирмам невыгодно их строить: из-за перехода с территориальных тарифов на федеральные никакого дохода нет — поэтому все стройки отдали военным.

С руководством города ещё сложнее, вся беда в том, что в мэрию Махачкалы никто не приходил с желанием быть полезным городу, его драйвером; все приходили с узкими личными интересами. В нашем городе никогда не было генерального плана. Поверьте, это страшная новость для меня: оказывается, наш город осознанно строился хаотично. Я сам этому не верил, у всех бывших главных архитекторов спросил.

По поводу Салмана Дадаева не знаю, слишком мало времени прошло. Пока вижу три изменения:

Я очень рад, что около памятника Эффенди Капиеву, где земля столько времени была закрыта, Дадаев пришёл, убрал забор и сказал, что здесь будет сквер.

Он потребовал, что не должно быть ни одного здания без адресного аншлага, мне понравилась идея, я сказал, все мои предприниматели на свои здания его поставят.

Он решил мусорную проблему и нас настроил: мы хотим, чтобы все организации заключили соглашения с компанией «Лидер» и чтобы у всех были мусорные контейнеры.

Считаю ошибкой, что мэр мало уделяет времени и сил коммуникациям с людьми. Сам я люблю опираться на людей, их мнения и полагаю: если мы не будем постоянно слушать людей и строить работу в соответствии с их чаяниями, толка не будет.

Мы встретились с ним один раз в конце июня, проговорили полтора часа. Он умный человек. Согласитесь, не имея определённых качеств, он не занял бы такой пост в Москве, где наши должны быть на три головы выше местных, чтобы получить должность. Он интеллигентный парень, привык к стилю работы Москвы. Я дал ему совет, чтобы учитывал местный менталитет, советовался с опытными людьми, ему очень важна сегодня репутация. И сказал, что только тот, кто сможет разбудить городское общество, достигнет успеха в Махачкале. Но пока нет консолидации даже в администрации Махачкалы.

Сегодня в Махачкале нет бюджета, вся земля распродана, осталось только одно мощнейшее средство, которое никто не использует, — это сам город, его жители, прекрасные люди. Я ему предложил прочесть книгу «Новый курс» Рузвельта, который вытащил США из Великой депрессии, мобилизовал людей во все процессы. Если Дадаев сможет стать флагманом махачкалинцев, использовать этот ресурс, он сможет возглавлять мэрию — без этого ничего не получится.

Но дагестанцы считают несправедливым, что республикой управляет человек со стороны. Ситуация взрывоопасная, может быть сильное возмущение. Сегодня мы проходим этап, который должны были пройти.  Мы с вами сами себя загнали в яму, нам показывают путь, как надо работать. На мой взгляд, создаётся площадка для развития, и должна прийти команда, заточенная на результат, на созидание, на правильное развитие дагестанского общества.


Бизнес-токсикоз и способы лечения


У нас только один шанс, что республику возглавит очень хороший лидер Дагестана со своей профессиональной командой. Татар­стан, Калужская область процветают в первую очередь потому, что там очень сильные руководители — лидеры, заточенные на созидание. Я не вижу такого человека, и это большая беда, потому что вся наша кадровая политика строилась неправильно, ничего не делалось, чтобы «выращивать» таких людей. Должен совершенно измениться стиль управления. Сегодня мэр посещает пять совещаний в день, и у него не остаётся времени встречаться с людьми, думать о развитии. Нужны величайшие реформы, новый стиль управления, кадровая революция. Мы в управленческой деятельности совершенно отстали, на десятки лет. Нужны очень серьёзные индикаторы работы любого руководителя, и обязательный критерий — авторитет среди людей и в области, которую он курирует.

Медведев назвал инвестиционный климат в России отравленным, и я с ним согласен. Инвесторы не придут на территорию без великолепно работающих законов и сильной судебной системы. Но если многолетний премьер-министр называет инвестклимат отравленным и ничего не делает, то грош ему цена. Происходит ужас­ная ситуация — обнищание народа, власть уже не может этого не замечать; это ведёт к социальному взрыву, и я не думаю, что власть наша настолько неблагоразумна, чтобы этого не понять.

Надо не уничтожать любого человека, который хочет открыть бизнес, а поддержать и поблагодарить, что не опустил руки, пришёл. Должна быть великолепная банковская система. В Махачкале было более 100 банков, мы всегда могли найти кредит, а сейчас только два государственных, где бешеные проценты.

В Дагестане построили прекрасный инкубатор, но… У меня сердце кровью обливалось, когда я увидел 25 пустующих офисов, построенных и оборудованных за счёт государства. Ни один бизнесмен туда не пришёл, потому что находится инкубатор за 10 км от города между Махачкалой и Каспийском, нет дороги. Кто туда поедет? А получилось так потому, что делают, не спрашивая нас, в итоге деньги зарыты в песок.

Бизнес недодаёт государству столько, сколько государство недодаёт бизнесу. Если ты хочешь развивать бизнес, надо облегчить его ведение, репрессивными методами развития не добьёшься. Государство с нас последнее снимает, ничего не давая взамен. Везде малый и средний бизнес, понимая его роль, выращивают. Я понимаю, денег у вас нет, но у вас есть здания. Наши предприниматели привозят известного бизнес-тренера Гандапаса, сотни желающих прийти на его тренинги. Я говорю, это же государственные здания, дайте скидку на тренинг. Не дают. Я даже сам готовлю программу «Вести „Бисома“», а они требуют деньги за размещение рекламы на государственном телевидении. Я могу дать деньги, но тогда я не понимаю роль государства.

Если государство не будет нас поддерживать, оно недополучит налоги. В Дагестане нет ни заводов, ни фабрик, ни естественных монополий; есть только малый и средний бизнес, но и они уходят в тень, потому что им не дают работать. Смотрел передачу про Китай, там индивидуальный предприниматель говорил, что к нему только раз в год заходит налоговый инспектор, а наши постоянно кошмарят бизнес; принимался закон, что проверки только раз в три года, но не соблюдают. Это произвол.

Любой чиновник не смотрит вниз — только  вверх. Новый руководитель агентства по предпринимательству вообще с нами не работает, ни разу на нашем годекане не был. Предыдущий, Башир Магомедов, был на всех. Гаджи Гасанов честный, интеллигентный, я ему в глаза говорю: «Ты хороший парень, но не руководитель, напиши заявление, уходи». Он не соглашается.

Поэтому я считаю, что самое время строить отношения с нашими соседями. Турецких инвесторов воспринимаю не как панацею, а как катализатор. Если турецкие товарищи приедут сюда и построят гостиницу, частную клинику, наши вложат в 10 раз больше. Это и есть моя главная цель — разбудить дагестанское общество.

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество