Журнал «Дагестан» » Культура » Легенды и были «Засушливой долины»

Легенды и были «Засушливой долины»

Если кому и было скучно на само­изоляции, то уж точно не художникам! Когда ещё можно было так неспешно перебрать все наброски и черновики, завершить давно начатые работы и приступить, наконец, к реализации замыслов, которые всё откладывались.

Вот и у Исхака Исхакова «руки дошли» до серии, задуманной ещё два года назад, во время поездки в Курах.  


Легенды и были «Засушливой долины»


 Несколько беглых этюдов, интересный фотоматериал, а главное, яркие впечатления от посещения этого уголка Южного Дагестана, общения с его гостеприимными жителями позволили создать довольно обширный цикл графики, выполненный преимущественно простым карандашом (использована также сангина и итальянский карандаш).




 После ослабления карантинного режима художнику удалось ещё раз побывать в Курахе и вдоволь   побродить по его окрестностям с фотоаппаратом и блокнотом. Так что вскоре серия, видимо, пополнится новыми рисунками, а мы имеем возможность проиллюстрировать данную статью самыми свежими снимками.



 

В 1833 г. во время своей службы в Дербенте Курах посетил русский писатель, декабрист Александр Бестужев-Марлинский. Он восхищался природой Кураха, его добродушными и в то же время мужественными жителями. Брату Павлу в Санкт-Петербург он писал: «…Нет ни газет и никаких новостей. Не слышу уже давно и русской речи…».




Сейчас, наоборот, новостей слишком много, они льются потоком и со страниц газет, и с экранов телевизоров и смартфонов. Но при желании можно перекрыть этот «бурный грязевой поток», чтобы остаться наедине с природой и историей этого края, ну и своими мыс­лями, конечно. Собственно, за этим художник сюда  приехал и в первый раз, а потом и вернулся уже в этом году.




Курахский район сравнительно небольшой, но расположен так, что граничит сразу с Ахтынским, Агульским, Докузпаринским, Магарамкентским, Рутульским, Сулейман-Стальским и Хивским районами. Селение Курах, по преданию, образовано из семи маленьких поселений: Хавезар, ЦIийихюр, Сенгерар, Юрзал (Юрхвал), Чатар-кам, Къекъенхюр, ЧIурухюр. Исследователь материальной культуры лезгин С.С. Агаширинова (вся топонимика в её транскрипции) пишет об этом так:




«В предании об образовании селения Курах (Курахского района) рассказывается, например, что прежде на юго-западной стороне селения находился город Гияр-шехер, который был разрушен и разорён чужеземцами до основания во времена Средневековья, а население варварски уничтожено. Связанных мужчин, женщин и детей завоеватели бросали на тока под молотильные доски. Этот день в памяти народа остался под названием «День шахской молотьбы» («Шагьхармандинюгъ»). И до сих пор, когда бывает большое горе, умирает юноша или молодой мужчина, женщины причитают:

 

Ай шахиншах, чтобы ты умер, шах!

Сегодня день всемирного потопа,

Сегодня день шахской молотьбы,

Сегодня день того, кто делал молотьбу,

Сегодня самый чёрный день…».

 



Спасшиеся горцы после ухода завоевателей вернулись и заново построили село. Нашли здесь приют табасаранцы, лакцы, даргинцы, агулы, аварцы, евреи, даже грузины. Считается, что один из тухумов под названием «кьадияр» переселился из Аварии, другой тухум — «чепеяр» — из Лакии. Название Курах (от лезгинского «кьураба», т. е. бездомный) как раз и говорит о том, что селение основали пришельцы из разных мест. После окончания сражений земли были опустошены, в долине всё высохло, сожжённую землю увидели возвратившиеся люди и назвали эту местность «Кьурагь-дере» («Засушливая долина»). Со временем слово «дере» перестали применять, и осталось название «Кьурагь». Село также получило название Кьурагь. Надо сказать, что и сейчас эти места довольно засушливые с каменистой почвой и буйной пышной растительности юга здесь нет.




Учёные отмечают, что данные топонимики, фигурирующие в народном предании, достоверны. По археологическим данным, первое поселение находилось неподалеку от селения Курах, на отроге горы в урочище Гияр-шехер. Город с таким названием упоминается и в лезгинском эпосе «Шарвили». В этом месте на поверхности сохранились камни от построек и фрагменты керамики, характерные для культуры позднего Средневековья. Да и в самом Курахе во время строительных работ в наши дни порой натыкаются на остатки древней каменной кладки, находят захоронения, осколки керамических и металлических изделий.




Тот факт, что Курах почти 400 лет был столицей крупного союза сельских общин, подтверждает запись на каменной стеле, что хранится в местной Джума-мечети. Надпись, сделанная арабской вязью, датируется 757 годом хиджры (1356 г.) и фиксирует границы общества, в которое входило само селение Курах и ещё 10 других сёл. Все они сохранили свои названия до настоящего времени. Согласно местной легенде, эта стела первоначально стояла в другом месте, на возвышенности, рядом с которой и происходила страшная «шахская молотьба». Говорят, что когда кровь невинных жертв попала на камень, он содрогнулся и сдвинулся с места, сполз вниз по склону, как раз к мечети. Как бы там ни было, главное, что этот ценный исторический памятник дошёл до нас, исследован и сохранён.




От самой мечети, к сожалению, практически ничего не осталось, сейчас это вполне современное здание, но располагается оно на том самом месте, где исторически была Джума-мечеть. А вот 7 зияратов (пиров), расположенных в Курахе и его окрестностях, можно увидеть и в наши дни. Самым значительным, пожалуй, является захоронение Раджаб-бубы — учёного, богослова-мистика, жившего в этих краях в XVI–XVII вв. Он был известен далеко за пределами родного селения и ещё при жизни считался святым человеком. Художник Исхаков посвятил святилищу отдельный лист серии. Беседуя с сельчанами, он узнал, что во время реставрации зиярата в 1990-е годы в нём нашли много арабских книг (видимо, их спрятали туда во время советской антирелигиозной кампании). А вот куда эти книги делись потом, неизвестно. Тёмные были времена.




Другой почитаемый пир относится к гораздо более позднему времени и связан с именем Магомеда Ярагского: зиярат соорудили на месте, где он остановился, чтобы совершить молитву. На местном кладбище сохранилась могила Тагир-бубы — миссионера из рода Курейшитов, который приехал сюда из Сирии (Шама), проповедуя ислам. Рассказывают, что в пятницу он поднимался на священную гору Шалбуздаг на ночную молитву, а к утренней уже возвращался в село и соседи видели снег с вершины Шалбуздага на подошвах его обуви. Потомки Тагир-бубы (Исхак Исхаков запечатлел в портретах некоторых из них) сегодня живут в Курахе и Махачкале. Конечно, столь необыкновенных способностей, как у основателя рода, у них нет, но люди они весьма достойные.




Как отметил Исхак Исхаков, посвятивший немало времени изучению истории Кураха, в самом селе и вокруг него и сегодня, несмотря на всю суетность современной жизни с её техническим прогрессом и им же порождёнными  проблемами, всё же ощущается некая духовность. Нечто, чего не видно за современными фасадами добротных домов, но что как бы разлито в самом воздухе здешних мест, в пыльной траве, в водах Курахчая.

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество