На пороге




Год назад мы писали о выставке учебных работ студентов художественно-графического факультета ДГПУ «Просмотр», которая состоялась в Театре поэзии. Широкому зрителю тогда представилась возможность заглянуть в мастерские будущих живописцев, графиков и скульпторов; понять, на чём же строится практическая часть учебного процесса; увидеть, с чего много лет назад начинали художники, которые сегодня являются признанными мастерами. Среди последних была и Наталья Савель­ева — художник-живописец, участница ряда всероссийских и международных выставок, автор трёх персональных проектов, преподаватель спецдисциплин Дагестанского художественного училища им. Джемала (ДХУ). И сегодня, спустя ровно год, в выставочном зале Театра поэзии новый «Про­смотр». Только на этот раз в экспозиции, обозначенной как «Предисловие», представлены в основном не учебные, а дипломные работы, с которыми в 2011, 2015 и 2018 годах выходили на защиту студенты отделения живописи ДХУ, чьим мастером была Савельева.


На пороге



Защита дипломных проектов — экзамен на профпригодность не только студентов, но и их руководителя. И ещё неизвестно, кому страшнее получить неуд. За 15 лет преподавательской работы у Натальи Константиновны было три выпуска. Точнее, три успешных выпуска. И если первый (в 2011 году) состоял из трёх авторов, то прошлым летом на защиту вышли аж 12 человек, двоим из которых члены государственной аттестационной комиссии единогласно поставили «отлично с похвалой» (есть такая оценка для выпускников творческих специальностей).

Конечно, всем выпускникам повезло с педагогом, с мастером. Но и Наталье Савельевой повезло с ними. Хотя бы потому, что они действительно хотели учиться, были способны воспринимать то, что им [препо]давалось на протяжении четырёх лет, проведённых в стенах мастерской живописи.




«Дипломка» на отделении живописи — это большая тематическая картина или живописная серия. С одной стороны, работа должна демонстрировать, насколько хорошо студент за годы учёбы освоил программу — владеет техникой рисунка, живописи, композиции, умеет решать поставленные идейно-художественные задачи. То есть «Чёрный квадрат» в качестве диплома представить нельзя, ибо ни форма, ни содержание полотна такого рода не будут соответствовать учебной программе. 









А с другой стороны, именно при выполнении диплома «без пяти минут художники», начиная от выбора темы и заканчивая способом наложения мазков, могут проявить самостоятельность, рассказать миру о том, что их больше всего волнует. И тут очень многое зависит не столько от техники, точности глаза и твёрдости руки, сколько от умения наблюдать и созерцать, замечать и улавливать, формулировать и выражать. Какие книги читал студент, какую музыку слушал, какие сказки шептала ему бабушка, репродукция какого художники попалась на глаза в библиотеке, — всё важно, всё нужно, всё идет в дело. И превращается в художественное высказывание.

И оказывается, что их, вчерашних студентов, представителей пресловутого поколения гаджетов, которые, кажется, родились с проводами в ушах и  планшетом в руках, волнуют вовсе не шмотки и развлечения. Что они знают немало, понимают хорошо, а чувствуют тонко.

Они любят искусство в себе, думают и рассуждают о высоком и о вечном. В первую очередь, о любви — к родине, природе, жизни: «Август», «Праздник первой борозды», «Весна в горах», «Маджалисский лес», «Август. Хлеба», «Изобилие», «Баракат» (см обложку). О времени и об искусстве (читай — о вечности искусства): «Миф о Медузе Горгоне», «Шёлковый путь у стен Дербента», «Загадки древнего Дербента», «Жертвоприношение», «Тысяча и одна ночь» (хотя эта графическая серия и о любви тоже, конечно). О преемственности поколений и предназначении женщины: «Старое зеркало», «Бабушка Маригет», «Дверь в «девичью» баню».




Да простят меня молодые художники и их руководитель, но из всех проектов лично мне ближе всего вышеуказанный натюрморт с Дверью (автор — Патимат Сахаватова). В нём всё, как я люблю, — символы, знаки, таинственная связь времён, природные стихии и творенья рук человеческих. Всё перемешано и в то же время в строгом порядке (идеально выверенная композиция!), и эмоции накрывают, и мысли роятся — а ведь по сути это просто натюрморт. И что же может, а главное, что должен сделать ещё художник на протяжении своей творческой жизни, если в самом начале пути ему удалось сотворить такое?






Название выставочного проекта — «Предисловие» — очень точно отражает его суть. Скажут или нет своё слово в искусстве эти ребята, будет ли это многотомный «роман» или серия коротких рассказов, или философская притча, или феерический шоу-спектакль, станет ясно только со временем. Всем им дан одинаковый старт, для всех написано общее «Предисловие», за которым — чистые страницы.

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество