Журнал «Дагестан» » Культура » Прямым путем

Прямым путем

Международный день музеев, который традиционно отмечается 18 мая, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой представил зрителям выставку живописи Тимура Кагирова «Путь».

Это его первая в Дагестане персональная выставка, хотя Тимур Кагиров — заслуженный художник республики, лауреат и дипломант многих конкурсов и выставок в России и за рубежом. Персональные выставки художника с успехом прошли в Музее-усадьбе художника Н.А. Ярошенко в Кисловодске, в Константиновском дворце госкомплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге, в представительстве Республики Дагестан при Президенте России в Москве.


Прямым путем



В основе концепции экспозиции простая мысль — показать путь становления художника: от рисунков ещё маленького мальчика, студента до произведений сегодняшнего дня кисти опытного мастера. К большому сожалению, многие заслуживающие внимания работы остались за пределами выставки — в силу ограниченности пространства. Стоит отметить, что практически все произведения представлены художником из частных коллекций и собственного собрания. За этой выставкой, несомненно, будут следующие, потому что Тимур Кагиров — это тот автор, талант которого не нуждается в преувеличенном восхвалении: он виден и профессионалам, и неискушённому зрителю. А талант, как писал Б. Пастернак, — единственная новость, которая всегда нова.

Огромное влияние на творческое становление и личность Тимура оказал его дядя — великолепный дагестанский мастер, заслуженный художник республики Хасбулат Юсупов. Он заметил талант ещё маленького, трёхлетнего Тимура и всячески поощрял его. Юсупов не только следил за обучением своего племянника, но сознательно занимался его воспитанием: давал задания, брал с собой на пленэр, раскрывал азы, а затем и секреты мастерства. В экспозиции представлены детские рисунки Тимура, глядя на которые, сложно поверить, что они выполнены автором в пятилетнем возрасте.




В 1985–1989 гг. Тимур учился в Махачкалинской художественной школе и довольно ярко проявил себя. В 1988 году он стал дипломантом XXI Международной выставки детского рисунка в ГДР, позже был награждён почётной медалью на конкурсе «Юный участник ВДНХ».

В Дагестанское художественное училище им. М.А. Джемала Тимур Кагиров пришёл, уже владея техникой «мокрой акварели», так любимой его первым учителем. Сам Тимур тоже, уже в училище, очень долго рисовал в этой манере, не просто подражая дяде, но и в совершенстве владея этим стилистическим языком, который стал для него родным. Учёба требовала освоения новых знаний живописного мастерства, и тут юному художнику повезло с мастером, он попал к талантливому педагогу, замечательному художнику, заслуженному деятелю искусств Республики Дагестан Галине Васильевне Пшеницыной.

Глядя на то, как работает Тимур Кагиров сегодня, понимаешь, что Хасбулат Юсупов добился самого важного — смог разбудить в ученике неуёмное желание постигать новые вершины. А Галина Пшеницына ввела его в большое искусство. Ещё будучи студентом, Т. Кагиров много копировал работы старых мастеров в ДМИИ им. П.С. Гамзатовой, где представлена хорошая коллекция произведений как русского искусства XIX века, так и западного, начиная с XV века.

В 2006–2007 годах Кагиров работал в Москве, в мастерской Студии военных художников им. М.Б. Грекова Министерства обороны Российской Федерации — рядом с народными художниками России В.К. Дмитриевским, С.Н. Присекиным, А.Н. Семёновым. Сама возможность наблюдать за рабочим процессом столь выдающихся мастеров много дала молодому автору. Ему даже посчастливилось съездить несколько раз на этюды вместе с А.Н. Семёновым.

В Москве Кагиров регулярно ходил в ГМИИ им. А.С. Пушкина, в Третьяковскую галерею, ездил в Санкт-Петербург в Эрмитаж, внимательно изучал произведения великих мастеров прошлого. И сейчас, став уже профессионалом, Тимур Кагиров продолжает работать над собой. Он любит путешествовать и всегда, где бы ни был, много времени проводит в музеях, знакомясь с коллекциями и продолжая открывать для себя тонкости, нюансы творческой манеры старых живописцев.




Желание претворить в жизнь полученный опыт проявляется в работах художника. Порой он повторяет какие-то заинтересовавшие его собственные произведения в нескольких вариантах, меняя, экспериментируя, как например, в «Портрете дочери» и некоторых других портретах и пейзажах. Как многие талантливые люди на определённых этапах творчества, он пробовал себя в разных стилях. Влияние вдохновивших его авторов порой чувствуется очень явно; так, например, «Диалог поколений» напоминает по своей стилистике Модильяни. 




Искусствовед Адильхан Адильханов верно отметил, что «…в конце 1990-х начале 2000-х годов он пробует себя в абстракции и, надо сказать, небезуспешно! …серия «По Дагестану» (2002), «Натюрморт с чесночницей» (1996) привлекает внимание зрителей своей изумительной, удивительной гаммой, смелостью колористического решения». Прекрасные работы, написанные в этом стиле, — «Диалог» (1995), «Взаимодействие» (1998), «Красные колючки» (2001), серия абстрактных композиций №1 (2000), №2 (2003), №3 (2008).

Но, наверное, правильно будет сказать, что Тимур Кагиров работает в стиле реализма и высокопрофессионального искусства.

Тема творчества Кагирова — прежде всего Дагестан, его великолепная природа, горные аулы и, конечно, люди. Он пишет в разнообразных жанрах, но все его произведения отличает высокий художественный уровень и глубокое постижение темы.

Пейзажи Тимура, как правило, залиты солнечным светом. Но, даже если это пасмурный день, как, например, в картинах «Ветреный денёк», «Юждаг», «После дождя», то сама природа буйством красок вносит жизнь и свет в его произведения. Деревья на его полотнах почти всегда цветут и даже в «Осеннем мотиве» сохранившаяся на деревьях и лежащая на земле, рядом с размякшей от дождя глиняной дорожкой, листва говорит о том, что мощь природы ещё противостоит надвигающейся серости осени.

Неслучайно у такого любящего жизнь художника, восторгающегося красотой природы, появилась серия, на которой изображены фруктовые деревья: «Яблоня» (2008), «Гранат» (2008), «Персики» (2016), «Виноград», «Груша», «Хурма» (2016). Картины написаны на одного размера вертикальных холстах (115х50) и имеют схожую композицию. Это не целые деревья, а ветви огромного дерева, тянущиеся к солнцу. Главным художественным приёмом этих работ стала игра солнечного света, когда одни плоды оказываются спрятаны в глубине листвы, а другие полностью освещены солнцем. Удивительно, как тонко смог художник прочувствовать красоту и индивидуальность каждого растения.






Совершенно особое место в творчестве Кагирова занимает портретный жанр. Наблюдательность всегда была свойственна этому автору. Даже в карандашном эскизе любимого дяди («Хасбулат за работой») тогда ещё пятилетнего Тимура мы видим вполне узнаваемый образ хорошо знакомого нам Хасбулата Юсупова. Юный автор запечатлел даже колышущийся на ветру лист в его руках. Портреты кисти взрослого Тимура Кагирова —  это действительно произведения высокого искусства.

Ему часто заказывают портреты родителей его друзья и знакомые. И поразительно, как часто даже в этих заказных портретах Кагиров умеет так почувствовать личность человека, его типично горские черты, что кажется, что не автору предложили модель, а он искал этот образ. Глубоко раскрывающие состояние человека, эти портреты никого не оставляют равнодушными. Он мастерски обыгрывает мельчайшие детали: фактуру одежды своих героев — шерсти, меха, серебряных украшений, особенности ткани. Большое влияние, по признанию самого художника, на его творческую манеру оказали произведения Диего Веласкеса и Хусепе Риберы. И какие-то увиденные им стилистические приёмы он успешно применяет в своих картинах.




К очень ограниченному числу значительных исторических личностей обращался Тимур в своём творчестве. Таковы портреты имама Шамиля, Расула Гамзатова, написанные художником по собственному решению. Шамиль написан по известной фотографии. Картина выдержана в бежевато-коричневой гамме, где только бледное лицо имама с коричневой бородой, в чёрной папахе с белой повязкой наверху и широкие плечи выделяются своей цельностью и монументальностью, а задний коричнево-жёлтый фон переливается в динамичной игре красок.




Портрет Гамзатова также создан уже после смерти поэта. Из большого фотоархива поэта Кагиров выбрал фотографию последних лет жизни. На ней Расул сидит за письменным столом, погружённый в свои мысли, положив руку на исписанные им листы бумаги, придерживая пальцами очки. Он только оторвался от своего труда, и его мысли ещё заняты им. Думаю, Кагирову удалось создать один из лучших образов поэта.

Тимур Кагиров — автор великолепных натюрмортов. На протяжении всего творчества он с удовольствием пишет многочисленные композиции с цветами. Но особого внимания заслуживают его масштабные натюрморты. В 2008 году он пишет натюрморт с изображением фруктов на столе, покрытом старинным дагестанским ковром. В дальнейшем этот сюжет художник повторил во многих вариациях, меняя композицию и размер работы. Одна из работ данного цикла «Натюрморт с персиками» (2011) находится в собрании ДМИИ им. П.С. Гамзатовой. Один из лучших вариантов этой темы — «Торжественный натюрморт». Показательно, что над ним художник работал в течение шести лет, с 2013 года. Другую группу натюрмортов (с изображением тыкв) автор начал писать в 2016 году. Они также изображены, лежащими на традиционных дагестанских коврах или тканых дорожках.




Выставка продлится до конца июля и, несомненно, будет интересна зрителям, увлекающимся современным дагестанским искусством.


Салихат Гамзатова, куратор выставки,

директор ДМИИ им. П.С. Гамзатовой, 

заслуженный работник культуры РД.

Фото из фондов ДМИИ и личного архива Т. Кагирова





Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество