Журнал «Дагестан» » Культура » Были юными и счастливыми

Были юными и счастливыми

Были юными и счастливыми


Муса Оздоев, заслуженный артист России и главный балетмейстер Дагестанского театра оперы и балета, задумал поставить серию одноактных спектаклей на музыку дагестанских композиторов. Первым стал балет «Рапсодия любви» на музыку заслуженного деятеля искусств России Магомеда Гусейнова. Премьера состоялась этой весной.

Были юными и счастливыми


По своему настроению спектакль получился очень «весенним» — романтическим. В качестве музыкальной основы режиссёр использовал не одно законченное произведение, а фрагменты из сюиты «Дагестанская рапсодия», оперы «Шарвили» и финальной части симфонической сюиты «Музыкальные краски Дагестана» — «Дорога на Фолфан». К тому же Магомед Гусейнов специально написал «переходы», соединив части музыкального полотна воедино. Всё это, конечно, усложнило задачу. Но в итоге Оздоев получил именно такую музыку, которая ему требовалась для воплощения задуманного хорео­графического текста (большого и сложного: танцовщикам явно пришлось нелегко). Он же выступил автором либретто — как всегда в своих балетах. И стал автором костюмов, что тоже случилось не впервые. Как режиссёр-постановщик он сделал очень выразительные, броские костюмы, а как танцовщик в прошлом — ещё и удобные.

Сценографом «Рапсодии любви» стал — как опять-таки всегда в балетах Оздоева — главный художник театра, народный художник Дагестана Ибрагимхалил Супьянов. Никаких конструкций на сцене не возводили, оставив максимум пространства. Смены декораций тоже не предусматривалось, сценография  весьма лаконичная, если не сказать аскетичная, в том числе и по цвету. Серо-чёрный «задник», на фоне которого и разворачивалось действие, дал возможность поиграть со светом, насколько это было возможно, учитывая состояние светового оборудование театра. И — расставить акценты. Не смысловые, потому что «смысла» как такового в этом балете нет. Эта чувственная картинка, протяжённая во времени, рассчитана исключительно на эстетическое восприятие.


О музыке Гусейнова специалисты пишут, что она «сочетает лезгинские ритмоинтонации с современными музыкально-выразительными средствами композиторской техники». О хореографии данного спектакля можно сказать то же самое: ритмы и элементы кавказских танцев сочетаются с пластическими выразительными средствами модерн-балета, опирающегося (буквально — на пуанты!) на классический танец. Муса Оздоев не раз говорил, что его мечта — создать «кавказский балет». И во всех его постановках эта идея так или иначе присутствует. Но именно «Рапсодия любви» на сегодня является тем самым спектаклем, где она воплощена в полной мере.

И, пожалуй, это единственный спектакль, где танец — на первом месте.  Музыка, сценография, костюмы и даже сюжет — всё подчинено ему. Ничто не отвлекает драгоценного зрительского внимания, не уводит в сторону. Монохромность фона и костюмов вычерчивают каждое мелкое движение — все эти отстукивания, притопывания, наклоны, повороты.


 Никакого миманса и пустых проходов из кулисы в кулису — только танец. Много разных поддержек, причём верхние — не всегда самые сложные.

В постановке участвует вся балетная труппа театра, потому что почти весь балет — это массовые сцены. Столпотворения нет, синхронность присутствует — общий прогресс налицо. Конечно, опытных танцовщиков хорошо видно, стой они хоть в третьем ряду, но общего впечатления это не портит. Диагонали, «расчёски», спирали, орнаментальные хороводы с «корзиночками» и «восьмёрками» перетекают друг в друга и выглядят очень эффектно. Есть и дополнительные визуальные эффекты, описывать которые мы не будем, — пусть зрители сами всё увидят.


Солистов двое: Евгения Калинтеева (партия Эллеры) и Рустам Османов (партия Экнада). Хотя аннотация гласит, что в основе сюжета история любви Экнада и Эллеры, сюжета, как уже было сказано выше, практически нет. Завязка–развитие, действия–кульминация лишь скупо намечены, а развязка и вовсе отсутствует. Её и не надо. Не надо думать, лучше просто смотреть. К тому же Калинтеева — лирическая героиня в чистом виде. Томная, тонкая, изящная, исчезающая. Такой Эллере не требуется сопереживать, разгадывать мотивы поступков. Ею нужно просто любоваться. Как цветком, как солнцем, как звездами.


На сегодня Калинтеева, пожалуй, самая яркая звёздочка в труппе и уж точно самая «балетная». «Блистательна, полувоздушна» — эти пушкинские эпитеты по отношению к ней мы уже использовали в текстах о прошлых балетах, вот и в этом спектакле она так же легко и естественно порхает на пуантах. Как артистке Евгении не хватает уверенности в себе, видимо, это свойство характера, которое, впрочем, только на пользу образу Эллеры.

Рустам Османов значительно вырос технически, уверенно чувствует себя на сцене, но «отключать» голову и входить в образ, как в омут, с полным погружением, у него ещё не всегда получается. В этой паре ведёт балерина, что, однако, не противоречит режиссёрской задумке и не раздражает даже особо придирчивых зрителей.

Отдельное спасибо балетмейстеру за эпизод, когда главные герои «лёжа» вдруг воспаряют на руках кордебалета. Такая чёрно-белая хореографическая репродукция полотен Шагала. Тут тебе и «Цвет любви», и «Новобрачные в небе Парижа» — «Над городом». Это вообще очень густонаселённый символами и ассоциациями балет. И очень стильный.

Одна беда — пока что в репертуаре театра ему нет пары. В премьерный день «Рапсодию любви» показывали вместе с «Гамлетом». От безысходности. Потому что с остальными одноактными постановками он бы монтировался ещё хуже. 

По  словам Мусы Оздоева, в работе находится балет «Прерванный полёт» на музыку Ширвани Чалаева, но для завершения постановки у театра нет денег. Хочется, чтобы они всё же нашлись, ибо тогда пазл сложится — будет два одноактных балета на музыку современных дагестанских композиторов. Для гастролей за пределами республики — идеальный вариант. И не потому, что не надо везти вагон декораций и костюмов, а потому, что за один вечер можно языком музыки и танца рассказать о том, какой он — современный Дагестан, и мы — очень современные дагестанцы.

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество