Журнал «Дагестан» » Культура » Расправить крылья

Расправить крылья

Ася Исрапилова — девушка тихая, молчаливая, скромная, такой, знаете, полевой цветочек, красоту которого (в данном случае — талант) нужно суметь разглядеть. А когда разглядишь, только и остаётся удивляться — как можно было такое чудо не заметить!


Расправить крылья

После окончания Дагестанского художественного училища, где она училась на отделении дизайна костюма у самой Анны Борисовны Джетере, Ася поступила на художественно-графический факультет ДГПУ. Целенаправленно — именно в мастерскую графики. Знала, что будет трудно, но была настроена решительно. Ей и у Джетере было нелегко: Анна Борисовна скидок на отсутствие начального художественного образования никому не делала, а замечания порой высказывала очень резко.

На худграфе Ася раскрылась примерно год назад, на 3 курсе, как-то вдруг неожиданно (в первую очередь для неё самой): Всемирный конгресс экслибриса в Праге, международные конкурсы экслибриса в Болгарии и в Москве. А после Международной биеннале печатной графики в Китае Китайский музей печати приобрел её линогравюру «Могох» в числе других произведений молодых дагестанских графиков.  В коллекцию Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. Гамзатовой её работа тоже попала.




«С самого первого курса в мастерской стояла по-особенному дружелюбная и творческая атмосфера. Девочки-старшекурсницы, которые создавали уют вокруг даже в мелочах, помогали советом. Мальчики, которые в любое время готовы помочь с печатью. Я человек очень застенчивый, и эта чрезмерная доброта вызывала у меня чувство неловкости… Эта обстановка, атмосфера — заслуга Юсупа Мамаевича (Ханмагомедова. — Ред.) в первую очередь. Мастерская одна, а поступающих на отделение графики всё больше. Тем не менее, он находит подход к каждому студенту и можно сказать видит насквозь каждого. А что действительно мотивирует, так это наблюдать за процессом работы Юсупа Мамаевича с весёлыми комментариями. Признаться, люблю это время перед самим просмотром, когда процесс всецело поглощает. И кто сказал, что шесть лет обучения — это много!»




Сейчас Исрапилова на 4 курсе, впереди ещё больше двух лет учебы — пленэры, просмотры, выставки, дипломная работа. Пока легче работать с натуры, но воображение уже включилось, уже работает. Планов много, хочется экспериментировать с материалами, формами, техниками. Она ещё не взлетела, но поверила в себя и осторожно расправляет крылья.




Уникальная графика удаётся Исрапиловой не хуже печатной. Особенно портреты. В «Портрете сестры» в образе нашей современницы проскальзывают какие-то едва уловимые мягкость и кротость, присущие работам старых мастеров. А «Портрет дедушки» — это собирательный образ истинного дагестанца. Не хрестоматийного горца, который, кажется, только в хрестоматиях всегда и существовал, а живого человека, чья биография неотделима от истории его родного аула и страны.




Салих Салихович Омаров — отличник народного просвещения РСФСР, заслуженный учитель Республики Дагестан. Вот уже 57 лет он работает учителем (также был завучем и директором — более 30 лет) в селе Новая Барша Кайтагского района. Село это небольшое и относительно молодое: было образовано в середине 60-х годов прошлого века выходцами из сёл Барша, Ургага, Бартуга, Шиланша и Турага (здесь и далее использованы сведения из книги  М. Шахбанова и А. Шахбанова «Новобаршинцы». — Ред.). Климат здесь, как и везде в предгорьях, довольно мягкий, земля плодородная, до райцентра недалеко. А что величественных гор вокруг не наблюдается, так хороший художник за экзотическими видами не гонится, была бы натура, а уж придать ей живописность — дело техники. С последнего пленэра Ася привезла ворох набросков, некоторые из которых со временем превратятся в офорты. Главная удача — порт­рет дедушки. Это уже не студенческая штудия, а законченное произведение.




Дедушка Салих терпеливо позировал внучке и для фото, и для самого портрета. А вот бабушка Бике никак не соглашалась. У неё то живность, то огород, то домашние хлопоты. Ася с трудом улучила минутку, чтобы сделать быстрые зарисовки.




Супруги Омаровы воспитали и, как говорят, «вывели в люди» 10 детей. Сейчас глава семьи построил новый благоустроенный дом,  а старый, возведённый молодым учителем полвека назад, стоит рядом как напоминание о прошлой жизни. «Он такой маленький, как только все помещались!» — удивляется Ася.




Она родилась в селе и, несмотря на многочисленные переезды, проводила здесь много времени, хорошо помнит и старый дом, и сельскую жизнь. Хрупкую городскую девочку никогда особенно не загружали хлопотами по хозяйству, и даже поход к роднику в детстве был для неё развлечением: нужно было идти далеко, спускаться по скользкой тропинке мимо гусей, которые так и норовили ущипнуть. Спрашиваю: «А что они думают по поводу того, что внучка решила стать художником?  И ладно бы остановилась на дизайне костюма, модельер — ведь какая замечательная женская профессия! А то какой-то графикой занялась!» Ася признаётся, что не знает, как на самом деле родные относятся к её выбору, но благодарна им за то, что они его уважают: не запрещают, не мешают, не изводят упрёками.




Это действительно дорогого стоит. Наверное, Салих Салихович, будучи педагогом по призванию,  как никто другой понимает, как важно дать человеку возможность учиться. Его собственный путь к знаниям был тернист и долог. После окончания средней школы он поступил в Сергокалинское педагогическое училище, но учиться не смог — стипендию ему не назначили, а родные содержать студента не могли. Тогда юноша уехал на заработки в Туркмению, год работал грузчиком, накопил денег и, вернувшись, поступил в училище снова. Это было в 1959 году. А высшее образование он получал уже будучи не только педагогом со стажем, но и многодетным отцом — в 1972 году он окончил исторический факультет ДГУ.




У родника раньше всегда было многолюдно — женщины переговаривались, дети играли. Сейчас в селе гораздо меньше людей, чем во времена Асиного детства, да и у всех давно резервуары, водопровод. Родника нет. Но школа есть! Учителя сеют разумное и доброе, ворчат, проводят воспитательные беседы. Ученики ленятся, шалят, грызут гранит науки. Мечтают. Живёт село Новая Барша. И Ася Исрапилова — его художник.


Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество