» » » «Погляди на моих бойцов…»

«Погляди на моих бойцов…»




Что происходит, когда война перестаёт быть страницей учебника истории и становится частью повседневной жизни? Серия фронтовых рисунков двух российских и дагестанских художников — Николая Андреевича Лакова и Бориса Константиновича Смирнова, даёт нам возможность взглянуть на войну их глазами. Они делали свои зарисовки прямо на линии фронта, фиксируя страх и героизм, радость письма из дома и скорбь по поводу смерти товарищей, трагическое величие перепаханных снарядами полей сражений и разрушенных городов…


Н. А. Лаков (1894–1970) родился в Москве, в семье живописца-монументалиста. Отец стал первым его учителем. После — годы учёбы в Строгановском художественно-промышленном училище (1908–1918).

В 1930-х годах Н. Лаков впервые приезжает в Дагестан и обретает здесь вторую родину. Он создаёт серию работ, посвящённую строительству первой высокогорной и высотной плотины в СССР — Гергебильской гидроэлектростанции. Работает в театре: оформляет спектакли, создаёт эскизы к костюмам. В 1933 году участвует в большой литературно-художественной экспедиции, посетившей Гамзата Цадасу в Хунзахе и Сулеймана Стальского в Ашага-Стале. Большая дружба связывает художника с писателями Дагестана. Он пишет портрет писателя Эффенди Капиева в 1935 году. Перед самой войной Н. Лаков начинает иллюстрировать книгу Капиева «Поэт» (М.: Гослитиздат, 1939–1945.). 
В военные годы Н. Лаков, работая корреспондентом Военно-медицинского музея Советской Армии, часто выезжает на фронт. Его военный цикл неоднократно экспонировался, в том числе в Москве в 1958 году на выставке «По дорогам войны», приуроченной к 40-летию Советской армии.
Особенно пронзительна его серия из трёх рисунков, посвящённая одному из самых ужасных концентрационных лагерей — Майданек. В Майданеке погибли десятки тысяч поляков, советских военнопленных и участников Сопротивления, свезённых с многих стран Европы. Здесь, по разным оценкам, было уничтожено от 122000 до 250000 евреев Польши. В ночь с 22 на 23 июля 1944 года войска 1-го Белорусского фронта под командованием К. Рокоссовского освободили в окрестностях Люблина свыше 1000 заключённых одного из шести лагерей уничтожения на территории Польши. Это была первая фабрика смерти, представшая глазам советских солдат.
Рисунки Н. Лакова — «Склад обуви», «Майданек. Советский сектор», «Майданек. Раскопки комиссии» — вызывают из памяти слова очерка военных лет Бориса Горбатого «Лагерь на Майданеке»:

«Сколько сотен тысяч было уничтожено в этом международном лагере смерти? Трудно сказать. Пепел сожжённых развеян по полям. Но сохранился страшный памятник. На задворках поля за крематорием есть огромный склад. Он весь доверху заполнен обувью, раздавленной, смятой, спрессованной в кучи. Тут сотни тысяч башмаков, сапог, туфель. Это — обувь замученных. Крохотные детские ботиночки с красными и зелёными помпонами. Модные дамские туфли. Грубые простые сапоги. Старушечьи тёплые боты. Обувь людей всех возрастов, состояний, сословий, стран. Изящные туфли парижанки рядом с чеботами украинского крестьянина. Смерть уравняла всех».
«Погляди на моих бойцов…»

Эта трагическая графическая серия, как и существующий по сей день, в качестве памятника, сам концентрационный лагерь — тяжкое обвинение и одновременно приговор фашистской идеологии.

После окончания Великой Отечественной войны Николай Лаков работает главным художником Государственного ансамбля народного танца СССР в Москве. В 1946-м выставляется в Махачкале, в 1955-м — в Москве на выставке «Декоративное искусство». В 1958–1962 годах, будучи главным художником Государственного ансамбля «Лезгинка», создаёт для него костюмы. Позже, в 60-е, исследует дагестанский народный костюм уже не только как художник, но и учёный-этнограф.

В музее ДМИИ им. П. С Гамзатовой хранится серия фронтовых рисунков другого художника — фронтовика Б. К. Смирнова (1906–1988), поражающая документальным реализмом. Рисунки, отчасти листки из походного блокнота, в котором он бегло и точно отражал ту военную реальность, что его окружала: будни окопного быта, бои, искорёженные бомбёжкой дома и технику, людей.


Б. К. Смирнов — заслуженный деятель искусств РСФСР. Участник создания герба Дагестана (I премия). Родился в Костроме. Учился в частной школе Шлейна (ныне КХУ им. Шлейна), Кострома.

В 1930–1933 по приглашению приезжает в Дагестан для работы в Дагестанском театре рабочей молодежи (ТРАМ). В 1933 г. работает в газете «Комсомолец Дагестана», в 1936 г. назначен секретарем оргкомитета Союза художников Дагестана. С 1937 по 1940 г. — в газете «Дагестанская правда». В 1941 году — в бригаде «Окна ТАСС» (Махачкала).

В 1942 г. в составе 91 стрелковой (дагестанской) дивизии ушёл на фронт рядовым бойцом. Под Сталинградом был ранен, награждён медалью «За отвагу».

Среди пейзажей, портретов, батально-бытовых зарисовок есть его карандашный «Автопортрет» из цикла «Сыны Отечества». Из той же серии «Фронтовых рисунков» зарисовки: «Приехали (Севастополь)», «На вахте у Балтики», «Переправа через Сиваш». Рисунки-репортажи сохранили в себе атмосферу напряжённых дней войны. Построение композиции в листе «Переправа через Сиваш» подчёркивает движение воинов, преодолевающих трудности перехода: босые ноги солдата в ледяной воде и фигура, устремлённая вперед, передают бесстрашие, неукротимую волю — хоть на один шаг приблизить победу.


Сиваш (Гнилое море) отделяет Крымский полуостров от материка, по нему проходила граница между Автономной Республикой Крым и Херсонской областью. В ноябре 1943 года было начато строительство моста, соединяющего северный берег Сиваша с островом Русским. Переброска танков по этому пути во многом способствовала успеху Крымской операции весной 1944 года. 

Эту удивительную серию рисунков художник преподнёс в дар республике в 1944 году, когда 91-ю дивизию посещала делегация из Дагестана, шефствовавшая над дивизией. 


Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество