» » В ожидании сентября

В ожидании сентября


В ожидании сентября


Политическая картина, которую мы наблюдаем в Дагестане последние полгода, для большинства его жителей наверняка выглядит непривычной абстракцией. Смысл происходящих сегодня событий понять действительно сложно. Ведь никто не видит стоящего за мольбертом художника, наблюдая лишь за преображающимся под мазками его кисти полотном. Конечно, можно гневно воскликнуть, что эта всеобщая растерянность — результат того, что народ лишили права принятия решений, однако на самом деле ничего страшного в происходящем нет. Ведь в по-настоящему развитом государстве


незнание — свет


Всеобщее невежество — кратчайший путь к общественному благоденствию. Ведь не случись, к примеру, нашумевшего «демарша Здунова» — и дагестанцы в подавляющем большинстве так и не узнали бы, что в руководстве откровенный раздрай. Официально всё, конечно, не так: нам сообщают, что ведётся борьба с коррупцией, работа с инвесторами. Однако все эти радужные перспективы рассыпались с лёгкой руки независимой прессы. Которая ехидно обронила, что председатель правительства Артём Здунов демонстративно покинул совещание, посвящённое образованию. Реакция была оглушительной. Большинство пользователей соцсетей ожидаемо поддержали премьера, посчитав такой поступок мужественным ответом на лицемерие дагестанских чиновников.


Однако на фоне всеобщей народной поддержки Здунова раскритиковал Деньга Халидов — экс-советник экс-главы республики. Халидов поспешил обвинить премьера в нежелании верить всему, что ему поют в уши, усмотрев в этом признаки политической незрелости. Характерно, что выпад Халидова — далеко не первый: можно припомнить его же заявление со специфическим амбре про якобы управляющих республикой «засланцев». Характерно, что оказавшись лишним в новой команде, бывший идеолог избрал мишенью своих идеологических ударов именно Артёма Здунова. При этом старательно не замечает Владимира Васильева, бурно реагируя на всё, что так или иначе работает против главы правительства.

В ожидании сентября

Причину явной несдержанности и столь же явной отваги Деньги Халидова поначалу понять было сложно. Однако вскоре выяснилось, что «независимые СМИ» не так уж независимы, а сенсация о «демарше премьера» не соответствует действительности. Стало очевидно, что политическую картину в республике вновь начинает рисовать тот самый невидимый художник, чей грозный силуэт в погонах стал очень отчётливым в последние месяцы управления республикой Рамазаном Абдулатиповым. Правда, за спинами Васильева и Здунова он на время растворился.  

«Новость», что Здунов якобы ушёл с совещания, обозначила сразу несколько вопросов к кадровой политике. Получалось, что назначенная Владимиром Васильевым Уммупазиль Омарова не является членом команды Артёма Здунова. Выходит, нет  взаимопонимания в тандеме «Васильев–Здунов»?

Не всё так просто. 14 мая Владимир Васильев назначил министром здравоохранения Дагестана Джамалудина Гаджиибрагимова. Появление на этом посту человека, пятнадцать лет проработавшего санитарным врачом в региональном управлении ФСБ, выглядит странной инициативой. И Здунов, и даже Васильев вряд ли знакомы с ним как специалистом, и даже как с человеком. Невольно напрашивается вывод, что назначение нового министра инициировано той самой службой, санитарную безопасность которой он ранее охранял. А это говорит о том, что


война — это мир


Вспомним появление Владимира Васильева в качество врио главы республики. Оно стало неожиданным и не особо приятным для всех дагестанских политиков — кроме самого отставника. Почему? Наверное, потому, что удалось избежать возвращения в Дагестан Магомедсалама Магомедова, которого уже готовились поздравлять с новым назначением на старую должность коллеги из администрации Президента России. Тепло поприветствовав своего преемника на посту, Рамазан Абдулатипов совершенно серьёзно рекомендовал ему опереться на свою прежнюю команду. Что тот, в принципе, и сделал. Снова — почему? Возможно, потому, что Васильева, как и самого Абдулатипова, рекомендовал президенту председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин.

Несмотря на вынужденное отступление Магомедсалама Магомедова, полного карт-бланша на Старой площади Владимир Васильев, по всей видимости, так и не получил. Спустя три месяца после своего назначения новый руководитель Дагестана был вынужден вылететь в Казань для знакомства с подобранным ему то ли в соратники, то ли в преемники Артёмом Здуновым. Такое «кадровое подкрепление» из Татарстана Владимиру Васильеву предсказуемо подготовил Сергей Кириенко, который и оттеснил сегодня Вячеслава Володина от управления внутренней политикой в Администрации Президента России. Заведомо неудобный Здунов был также предсказуемо встречен в Дагестане протестными выступлениями в социальных сетях и СМИ и призывами к депутатам Народного Собрания республики голосовать против «татарского ига».

Конечно, на фоне очередного десанта спецназовцев ФСБ на махачкалинскую площадь, реальную причину появления нового премьер-министра мало кто уловил. А сам арест половины республиканского правительства большинство дагестанцев с ликованием восприняли как волевое решение Владимира Васильева. Однако есть не только ощущения, но и некоторые данные, что аресты оказались несколько «внезапны». Как для самого Васильева, так и для прибывшего с визитом президента Татарстана Рустама Миниханова. В отличие от Абдулатипова, который «не смеялся и не плакал» по поводу ареста Саида Амирова, Владимир Васильев постарался сохранить лицо и поспешил озвучить тезисы о борьбе с коррупцией и неизбежности наказания. Однако министром экономики и территориального развития республики всё-таки назначил Османа Хасбулатова, которого ранее рекомендовал ему Абдусамад Гамидов.

Очевидная несостыковка действий силовиков и назначения Хасбулатова с последующей передачей в его подведомственность республиканского МФЦ наглядно говорит о том, что Васильев, Здунов и московские силовики могут иметь целых три разных мнения по одному и тому же вопросу. Именно это вероятно и объясняет очевидную невозможность сформировать полноценное правительство, что сегодня так же ослабляет Владимира Васильева, как и Артёма Здунова. В условиях, когда любой чиновник может быть задержан силовиками либо дискредитирован «независимой прессой», новые руководители республики оказались в роли гребцов без вёсел.

Стоит также понимать, что без гарантий политической стабильности обеспечить достижение поставленной перед Здуновым задачи по экономическому развитию республики вряд ли возможно. Хотя в республику сегодня начинают входить частные компании из Татарстана. Понятно, что каждый инвестор всегда планирует заработать больше, чем вложить. Правда, гарантий того, что инвестиции отобьются, никто дать не может — даже в сфере заинтересовавшей премьера уборки мусора на улицах Махачкалы. Насколько крупными и скорыми потерями для бизнесменов из Казани могут обернуться инвестиции в Махачкале, зависит от политической картины, которую мы увидим в Дагестане в сентябре.

О том, что ситуация отнюдь неоднозначная, говорят как слова Владимира Путина, который обозначил окончание «командировки» Владимира Васильева в сентябре, так и нарастающие информационные удары по Артёму Здунову, которого 25 апреля, по сути, публично высветили в Кремле в качестве претендента на пост главы Дагестана. Вероятность выдвижения Артёма Здунова на пост главы республики стала очевидной после встречи президента страны с выпускниками федеральной программы развития кадрового управленческого резерва, на которой Здунов выступил перед Владимиром Путиным. За этим с заметным волнением наблюдал Сергей Кириенко, для которого презентация кадрового резерва стала проверкой качества его собственной работы. И становится очевиден обостряющийся конфликт интересов в работе команд Васильева и Здунова.

Можно предположить: не согласившись с ролью «хромой утки», Владимир Васильев  будет проводить собственную политику. Но при таком раскладе возрастает вероятность того, что на сентябрьских выборах главы республики дагестанцы могут недосчитаться обоих основных кандидатов. Вероятности этому добавляет и то, что прогнозы о создании некоего федерального министерства по национальной политике оказались ошибочными. Значит ли это, что Магомедсалам Магомедов, которому и прочили пост нового министра, вновь может попасть в список кандидатов на пост главы республики, — сказать сложно. Оторванным от кланов молодым технократом его не назовёшь. Однако перечень фамилий в этом списке способен определить дальнейшую судьбу не только Дагестана, но даже Рамазана Абдулатипова, успевшего доказать дагестанцам, что


свобода — это рабство


На фоне разговоров про освобождение дагестанцев из рабства, в котором они пребывали по воле правивших республикой кланов, Рамазан Абдулатипов сформировал собственную, назовём её нейтрально, «команду». Которая, не особо стесняясь, прибирала к рукам всё, до чего могла дотянуться. Например, до уборки мусора в столице, которой сегодня собираются заняться бизнесмены из Татарстана. В отличие от многих других прибыльных направлений, «мусорная» тема, к которой неоднократно подключалась общественность, журналисты и прокуратура, стала в эпоху Абдулатипова мощным рычагом воздействия со стороны экс-главы республики на мэров столицы. Тема предсказуемо заинтересовала и команду Артёма Здунова, который объявил о начале новой эры в технологиях клининга столичных улиц.

Наряду с уборкой мусора, компании из Татарстана, по некоторым данным, сегодня собираются осваивать в Махачкале ещё полтора десятка статей бюджета города. Можно предположить, что в случае избрания Артёма Здунова главой Дагестана предпринимательская активность бизнесменов из Татарстана либо создаваемых в Дагестане новых коммерческих структур будет нарастать. Эффективность такого подхода к работе давно доказана не только в Казани. К примеру, в качестве крупного инвестора и прогрессивной бизнес-структуры успешно позиционировалась «Группа Сумма», ранее осваивавшая в Дагестане миллиардные подряды на строительстве автодорог. Непосредственно инвестиции «Суммы» в строительство дорог в Дагестане — это три взятых в кредит асфальтных завода, которые по ходу освоения контрактов были демонтированы и перепроданы в другой регион. Так что проблем с инвесторами из Казани при Здунове республика испытывать не будет.

Говоря о векторе дальнейшего политического развития республики можно предположить, что его отчасти должны обозначить персоналии, которым достанутся тендеры Министерства обороны, разворачивающего в Дагестане грандиозные стройки. Только проектирование уже оценили в полмиллиарда рублей. И это предварительно, а, как известно, первоначально озвучиваемые размеры запрашиваемых на такие проекты из бюджета средств обычно вырастают в несколько раз. Планируется также строительство большого массива жилья для военнослужащих. Как сообщил мэр Каспийска Магомед Абдулаев, микрорайон на три тысячи квартир планируется возвести рядом с новым местом дислокации флотилии — в районе завода «Дагдизель».

Несмотря на то, что топография строительства пока не определена, есть опасения, что строительство развернут на месте, где сейчас пока ещё располагается Дворец культуры завода «Дагдизель». Сам дворец и прилегающую к нему парковую территорию ранее уже собирались пустить под ковш и застроить 18-этажными зданиями. Эти планы оказались заморожены после вмешательства активистов из движения «ГородНаш». Однако в случае, если владелец земельного участка — злые языки упоминают самого мэра — заручится поддержкой проекта в Минобороне, то возможно, что общественникам придётся вновь о себе напомнить. В эти игры уже играли в Махачкале с музейным комплексом «Россия — моя история», когда, прикрываясь разговорами о «руке Москвы», застройщики пытались возвести его на территории парка им. Ленинского комсомола. В итоге комплекс построен в другом месте, а его директор оказался арестован. Не исключено, что аресты будут сопровождать и строительство жилья для нужд Минобороны в Каспийске.

Наблюдая за развитием политических событий, предваряющих сентябрьские выборы нового главы республики, можно предположить, что, направляя в Дагестан Артёма Здунова, Сергей Кириенко решил творчески подойти к продвижению своего ставленника в столь сложный регион. Назначение премьер-министром республики молодого, грамотного и никак не связанного с дагестанскими кланами казанского технократа, в принципе, было встречено дагестанцами с ликованием, что предрекает кандидатуре Здунова одобрение в Кремле. Допуская, что администрация Президента России готовит вариант мягкого оздоровления, нельзя забывать о жёсткой позиции, которую занимают силовики.

Предлагая руководству страны вариант быстрой, жёсткой и полной зачистки всей государственной и муниципальной власти в Дагестане, в октябре минувшего года силовики лоббировали на пост главы республики Героя России, полковника ФСБ Зулкаида Каидова. Судя по упоминаниям в инопрессе, он удостоен такого доверия за успешную реализацию грандиозной оперативной комбинации в Европе. Со стороны силовиков, долгие годы пытавшихся продвинуть наверх руководителя республиканского управления Федерального казначейства Сайгидгусейна Магомедова, ход весьма неожиданный. Однако в борьбе за право принятия политических решений перевес пока сохраняется за администрацией Президента. Очевидно, что схватка за Дагестан между Лубянкой и Старой площадью повторится и в сентябре.

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество