» » Забыв о боге, не пытайся им стать

Забыв о боге, не пытайся им стать

Тамерлан Магомедов


Забыв о боге, не пытайся им стать


Вот вы нас (журнал. — Ред.) в первый раз в новом году только в руки взяли, а уже пора готовиться к выборам. Рубашку погладить, пиджачок отряхнуть… Выборы у нас — словно экзамен, куда идём как на праздник. Понимая, что это вовсе не экзамен.


Ведь кого экзаменовать? Обделённую политическим статусом Ксению Анатольевну Собчак? Или переродившегося в коммуниста единоросса-садовода Грудинина?

На предмет чего экзаменовать? На предмет наличия совести? Но кому, собственно, эта совесть нужна? Ну, кто в 1996-м году голосовал за Ельцина ввиду его повышенной совестливости? Протестовали в его лице против «коммуняк»? Да! Против «гебни кровавой»? Естественно. И в марте тоже будем голосовать против. Теперь — преимущественно против «подлого Запада». Потому что мы масса, а масса не способна иначе. Ну не пойти нам против начерченной линии.

Пятиминуток ненависти оруэлловских не помните? Со скрежетом зубов, с выпученными глазами. Вашими зубами и глазами. Отчего это нет? Абстрагируйтесь, высвободите душу, и пусть она, мелким бесом вскарабкавшись на висящий по советской моде на стене ковёр, поглядит на вашу обывательскую тушку со стороны. На собственное вместилище, так сказать, приникшее к телеэкрану, жаждущее заранее машины жечь и погромы устраивать по поводу всяких глупостей наподобие поправок в закон о труде.

Это французы могут, россиянина на мякине не проведёшь, он чётко знает, какими словами и тембром настоящий патриот должен облаять выступающего на ТВ украинского эксперта. Представляющего собой собирательный образ современного Гольдштейна со всеми, конечно, издержками массового производства.

К сожалению, наличие у населения политического сознания — вовсе не показатель развитости общества и уж тем более государства. Поверьте, оппозиционеры Центральной Африки протестовали гораздо упорней и яростней демонстрантов с Болотной площади, однако смещение каннибала Бокассы не повысило их уровня жизни. Хотя Франция по-прежнему продолжает добывать там свой уран.

Поставки сибирских нефти и газа составляют основу экономики России уже лет пятьдесят и, судя по оставшимся их объёмам, продолжат кормить россиян ещё как минимум столько же. Понятно, что продавать мы их будем не Сирии и даже не Украине. Однако голосовать будем против покупателей. Если рассуждать банально, это всё равно, что обкладывать матом покупателей в собственной булочной. Политика не столь линейна и всегда готова предложить податливому человеческому сознанию удобный изгиб.

Люди везде голосуют против. Американцы голосуют против Саддама Хусейна, французы — против Муамара Каддафи. Россияне — против Обамы. Это нормально. Люди не могут в своих проблемах винить только себя. Виноват во всех бедах в данном случае может быть только подлый слабак, поэтому США успешно побороли Аль-Каиду, а Россия уничтожила запрещённый ею ИГИЛ.

На исторический для нашей державы упрёк военного министра Российской империи Алексея Куропаткина о содействии развязыванию русско-японской войны министр внутренних дел Вячеслав Плеве якобы ответил: «Алексей Николаевич, Вы внутреннего положения России не знаете. Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война».

С 2012 года победоносных войн было уже две. Едва не разрушенный Донбассом триумф в Крыму был прочно зацементирован Владимиром Путиным в Сирии.

И это вновь убеждает, что в 2012 году голосовали всё-таки верно. Альтернативы Владимиру Путину попросту не было. Голосовать за того же Грудинина я и сегодня не стану. И дело не в том, что я фанат величия русского оружия, влюблён в президента или просто пишу хвалебную оду. Дело в результате. Слюнявя занесённый над бюллетенем карандаш, важно понимать, что в России сегодня нет альтернативных политических сил, которые можно было бы всерьёз считать таковыми.

Голосовать за клоунов? Не вижу смысла. Ещё важнее осознавать, что смена персоналий не меняет самой сути политической власти. Да, за прошедшую половину столетия телевидение стало цифровым, а телефоны мобильными. Однако суть политической власти не поменялась ни в России, ни в США, ни даже в ЦАР.

Как оказалось, спустя всего пару месяцев пришедший на смену Обаме вполне себе харизматичный Трамп так же гадит в наших подъездах и выламывает асфальт на российских улицах, как и его предшественник, столь нами презираемый. Личность бессильна против системы, и если кто-то всё ещё убеждён, что Навальный или Немцов смогли бы всё изменить, то напомню про печальный опыт реформаторской деятельности Джона Кеннеди. Образчиков разного рода реформации самих реформаторов история тоже знает немало. Достаточно вспомнить, что общепризнанный кровавый диктатор Сталин пришёл к власти на поприще революционера, а значит априори борца за права. В борьбе за права, конечно, нет ничего дурного, просто надо быть чуточку внимательнее: в подобной борьбе каждый борется только за права свои личные. Даже если они порой совпадают с общими интересами.

Так какой интерес у нас — дагестанцев, в грядущих мартовских выборах, на которые не допустили даже супругу нашего муфтия? Пресловутая стабильность или как там это сейчас называется? Да, отчасти.

Те из нас, кто ещё помнят лихие девяностые, говорят о временах Путина всё-таки с теплотой. Их греет вовремя выплачиваемая зарплата, социальные гарантии, успокаивает ликвидация уличной преступности. Те, кто постарше, порой тоскуют, конечно, по брежневской ливерной по три двадцать, но путинскую стабильность ценят тоже.

Однако есть ведь и те, кто не знает, как жить без Путина. Я и сам не заметил, как выросло новое поколение, пока юный коллега не заметил, что не знает, как было до него. Так, наверное, смотрели бы на первое поколение рождённых при коммунизме. И, действительно, ему только двадцать, откуда ему знать? Дети революции наших дней. Главное, что не апокалипсиса.

Ждут ли эти дети перемен? Думаю, нет. У страны есть лет ещё тридцать до той поры, когда вырастут уже их отпрыски, превратившись в новых битников, хиппи и прочих маргиналов. Возможно, они уже скажут: «хватит, дайте нам чего-нибудь нового».

Сегодня же страна стремительно идёт реакционным курсом, что наблюдается даже на улицах Москвы, где уже почти не встретить цветных ирокезов, кожаных штанов и прочей «цветастости». Даже кремлёвские молодёжные движения выродились на этом фоне, потому как идейно бороться стало попросту не с кем.

Однако в Дагестане за самовыдвижение Владимира Владимировича взялись рьяно. Даже движение создали: «Дагестан — за Путина». Будто бы Калмыкия против. Да мы все «за». И та же Собчак, которая, даже став Президентом России, не сумеет ею рулить. И это вовсе не сексизм. Речь вновь про личность Владимира Путина.

Да, да, да. Политкорректность, выборное право, конституция. Всё это обязывает говорить о президенте, как о должности, однако ведь все мы всегда говорим о Путине как личности. И это нормальная историческая традиция для России. Ведь у нас всегда так. Екатерина — Великая, а Павлуша — бездарь. Александр — Освободитель, а Николашка — Кровавый.

В России нет собственной политической системы, и вся наша политическая жизнь строится исключительно на том, кто к нам придёт, либо, кого к нам приведут. Будет правитель великим, будет и великий период в истории. Будет Собчак? Ну, переживём, наверное. И не такое переживали, а потому и переживать нет смысла. Думать надо лишь о том, как выстроить систему, при которой великим будет не правитель, а народ. Мысль эта извечно химерична, а также крамольна, но именно величие народа — самоцель здорового государства.  

Величие — это не количество пушек на линкоре. Величие народа в сознании человека. Когда он знает, на что имеет право и лично добивается этого. А также знает, что ему не дозволено, и предостерегает от этого окружающих. Знает, к примеру, что детям положено качественное образование и добивается строительства новых школ, но предостерегает окружающих от дачи взятки за устройство отдельно взятого ребенка в переполненное учебное заведение.

Такое общество в состоянии ощутимо влиять на власть, однако пока надеяться приходится лишь на то, что власть сама на себя повлияет. И она это делает. Пускай натужно и убого. Но делает. Владимир Васильев на встрече с личным составом республиканского МВД недавно обронил ключевую в этом плане фразу. На его взгляд, в Дагестане отстроена такая система, которая имеет целью не решить тот или иной острый вопрос, а лишь «припудрить» ситуацию.

Я эту фразу услышал с опозданием, но вслед за всеми тоже всплеснул руками. Человек озвучивает правильные мысли. И, возможно, намерен воплощать их в жизнь. Действуя при этом, как Владимир Путин, то есть как опытный чекист: сдержанно, достойно и никогда напрямую. Для меня это стало понятно из результатов недавнего визита в Дагестан российского министра образования. На фоне командировки в республику бригады прокурорских работников под руководством заместителя генерального прокурора Сыдорука слова Владимира Васильева о скорых кадровых перестановках в дагестанском правительстве уже не кажутся просто словами. Сойти с республиканской политической арены, возможно, будут вынуждены даже самые непотопляемые. Но чтобы эти чистки не свелись к формату банальной кампанейщины, на зачищенной почве должна прорасти система.

В Дагестане стало доброй традицией обвинять федеральный центр в непонимании проблем и забот, которые тревожат народы нашей республики. Этот упрёк стал любимым рефреном в выступлениях местных оппозиционеров, не гнушались манипулировать им даже главы республики после публичного разноса в Москве. Однако с приходом Владимира Путина политическая ситуация в Дагестане не была столь плачевна, ведь при нём республика забыла про несменяемых руководителей. Даже устраивавшего всех Рамазана Абдулатипова отправили с почётом, но всё же — в отставку. И этот фактор должен стать основой системы государственной власти в республике, когда каждый чиновник будет знать, что не просидит в своём кресле вечно, как и его покровители. Чиновник должен знать, что государственная должность — это не частная собственность с правом наследования.

Лишь понимание призрачности бытия не позволяет человеку забыть о боге. Только ощущение ограниченности своей власти не позволяет чиновнику возомнить, что он

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество