» » Кто не спрятался, я не виноват

Кто не спрятался, я не виноват

Кто не спрятался, я не виноват

Кто не спрятался, я не виноват


Как быстро порой ломаются стереотипы. Ещё год назад каждый второй житель республики был готовым политическим обозревателем, прекрасно осведомлённым о том, что происходит на площади. В любой компании вам могли на пальцах объяснить, почему министром стал именно этот человек, и в какую сумму ему обошлось назначение. При желании могли организовать обзорную экскурсию по генеалогической роще, выросшей на унавоженной почве дагестанской власти, попутно рассказывая, как причудливо переплетаются ветви известных родов, превращая правительство и его бюджетные филиалы в семейную тусовку.


Непонятный пришелец


Васильев институт «домашней аналитики» поломал сразу, обозначив абсолютно непривычные для нас правила игры. К примеру, в конце ноября в ходе рабочего совещания он похвалил мэра Махачкалы Мусу Мусаева, сообщив, что люди увидели положительные изменения в городе. «Это общее достижение, — заметил глава республики. — С другой стороны, надо понимать, что люди это увидели, им перемены понравились. И вам, как я понимаю, понравилось наводить порядок в городе. В следующем году эту работу надо продолжать, не снижая темпы, делая выводы из того, что не получилось».

Мэрия города сразу же разместила эти оптимистичные цитаты на своём сайте, а республиканские и федеральные СМИ поспешили сообщить о том, что Мусаев получил индульгенцию от врио и, скорее всего, сохранит свою должность. Чуть позже Васильев похвалил Гамидова, спровоцировав множество комментариев на тему: «серьёзных зачисток не будет».

Не вызывает сомнений, что к этому времени Васильев абсолютно точно знал, что и Мусаев, и Гамидов вскоре станут фигурантами уголовных дел. Больше того, очевидно, что именно он дал отмашку «процессу очищения». И как тут заниматься политическим анализом, когда высказывания Васильева и политика, которую он последовательно реализует в Дагестане, — «две большие разницы».


Некоторые аналитики считают, что всё объясняется полицейским прошлым. «Он типичный силовик, угрозами раньше времени не разбрасывается. Наоборот, стремится максимально расслабить противника, чтобы тот не начал паниковать и делать резких движений. Зато потом отрывается по полной».

Через несколько дней после ареста Мусаева Васильев говорил о мэре совсем в другой тональности: «Хаотичная застройка, несоблюдение градостроительных и санитарных норм приводят к коллапсу... Это очень хорошо понимают наши люди — образованные и грамотные. Всё это их напрямую касается, потому что нередко подвергает жизнь опасности и вызывает не только обеспокоенность и недовольство, но и очень критичную оценку власти, заслуженно».

Получается, что делать какие-либо выводы из публичных заявлений нового главы бессмысленно. Единственная возможность понять, как будет развиваться ситуация в республике, связана с анализом случившихся и ожидаемых назначений, а  также задач, которые предстоит решить Васильеву и его команде в ближайшие месяцы.


Кадровая заминка


До первых кадровых назначений Василь­ева его работа (надо сказать, достаточно тихая и незаметная) никаких нареканий в республике не вызывала. Даже первая «ласточка» — прокурор Денис Попов — был воспринят достаточно лояльно. В конце концов — это креатура Генерального прокурора РФ, который захотел прислать в Дагестан очередного варяга. Опыт не первый и, скорее всего, не последний, поэтому копий по этому поводу не ломали.

Другое дело Артём Здунов, чьё назначение вызвало в Дагестане целую серию протестных акций. Сразу после его представления в СМИ и социальных сетях случился настоящий социальный шторм. Депутатов НС призывали голосовать против варяга, ссылаясь на попрание национальной гордости, на то, что чужак не должен командовать  в республике, где имеются свои достойные кадры. На этом фоне поползли слухи, что депутаты готовятся прокатить назначенца, защищая честь и достоинство всех жителей республики.

Но сенсации не случилось, депутаты предпочли с властью не ссориться, и кандидатуру Здунова одобрили. Вскоре после этого, встречаясь с представителями партий, Василь­ев показал, что лояльность депутатов оценил вполне. Комментируя вопрос о необходимости роспуска НС, он сказал: «А почему вы недовольны Народным собранием? А вы знаете, что без него, без Хизри Исаевича я не смогу работать. Какие претензии к нашему Народному собранию? Я предложил прокурора — Народное собрание его поддержало. Я предложил председателя правительства — послушали, по фракциям провели, утвердили. Какие вопросы?».


Между тем протестная волна в СМИ и соц­сетях показала Васильеву, что дальнейшие попытки привлечь в правительство варягов неизбежно выльются в противостояние, которое будет усердно подогреваться и финансироваться со стороны тех, кого сегодня отлучили от власти и отодвинули от кормушки. Очевидно, посчитав, что накануне выборов такую ситуацию допускать никак нельзя, Васильев от планов дальнейшего привлечения варягов отказался. Окончательно или всё же это маневр, мы скоро увидим.

Несколько слов о Здунове и Попове. Оба из резервного списка президента России. Оба на пике карьеры. Первый, судя по сообщениям СМИ, рассматривается чуть ли не как кандидат на должность президента Татарстана. Озвучивались также предположения, что после успешного завершения дагестанской командировки ему будет предложена солидная должность в федеральных структурах. Блестящие карьерные перспективы и у Попова, которому прочат долж­ность заместителя генпрокурора России.

Ясно, что такие люди взяток брать не будут и в клановую систему ни при каких обстоятельствах не встроятся. Кроме того, у Здунова очень серьёзные  (на уровне Медведева) связи в Москве, а также огромный опыт привлечения инвесторов на инновационные площадки, что, безусловно, поможет ему в работе. В активе Попова — посадка бывшего главы региона и разгром ОПГ, аффилированной с губернатором. Так что логика этих назначений вполне понятна и объяснима.


После назначения Здунова и Попова дагестанский еженедельник «Новое дело» предположил, что «в первую очередь Попов озаботится проблемами застройки Махачкалы и «шалостями» с земельными участками, имеющими место в Дагестане. Кроме того, он по максимуму задействует сотрудников прокуратуры в программе ликвидации энергетических долгов…Здунов, в свою очередь, будет контролировать расходование бюджетных денег на всех уровнях. Для этого, как сообщил Васильев, будут использоваться наработки, успешно зарекомендовавшие себя в Татарстане. «Татарстан, — сказал он, — контролирует свой бюджет так, что нам у них учиться. Они завели около 100 показателей, которые постоянно контролируют, как расходуется бюджет. Нам этого так не хватает. На бюджет можно сделать лучшее для народа, при этом убрать условия для соблазна для чиновников, власти». Естественно, для переноса этого опыта на дагестанскую почву Здунов подходит идеально».


Если предположить, что сам Васильев в Дагестане останется ненадолго (Путин, в частности, обозначил окончание его «командировки» в сентябре), можно предположить: он выстраивает свою кадровую политику так, чтобы после его отъезда в республике осталась надёжная и работоспособная команда профессионалов.

Логичными выглядят также и остальные назначения. Два первых вице-премьера — Анатолий Карибов и Рамазан Алиев, ни  в каких коррупционных скандалах не засветились, работать могут, и поэтому сегодня оказались востребованы. Безупречная репутация Уммупазиль Омаровой также служит гарантией «безоткатной» работы в министерстве образования и науки, через которое проходит основная масса бюджетных денег.


Блестящим менеджером зарекомендовал себя новый министр экономики Осман Хасбулатов, сумевший создать одну из лучших в стране систем МФЦ. При этом деловые качества нового министра позволили Васильеву закрыть глаза на «минус» в его биографии (он считается представителем мекегинского клана, до последнего времени возглавляемого Абдусамадом Гамидовым).


Все эти назначения в республике восприняли с пониманием и одобрением, никакой критики в адрес нового главы не прозвучало (небольшие вбросы по поводу родственных связей Хасбулатова и Гамидова не в счёт).    

Зато включение в состав нового правительства Екатерины  Толстиковой (вице-премьер — министр по земельным и имущественным отношениям РД) стало причиной нового скандала. В принципе, всё ожидаемо — Толстикова, как показала её работа в мин­обрнауке, человек конфликтный; работники министерства, в частности, говорили о её неумении (или нежелании) выстраивать отношения с коллегами.

Так, многие директора школ жаловались на совещания, которые она проводила до 2–3 часов ночи, на её резкие оценки работы отдельных учебных заведений (несколько недель в СМИ и социальных сетях публиковались материалы, рассказывающие о конф­ликте Толстиковой с коллективом педуниверситета). На фоне активных «вбросов» практически незамеченной оставалась её работа — во многом благодаря её вмешательству были достроены две проблемные школы в Магарамкентском районе; кроме того, говорят о том, что она  существенно оптимизировала работу министерства образования.

Работа Толстиковой в минимуществе началась  с конфликта по поводу молельной комнаты, который перерос в системное противостояние министра с подчинёнными. Градус  конфликта достиг такого уровня, что в него пришлось вмешаться Васильеву. Он полностью поддержал Толстикову, объявившую о начале большой зачистки министерства, пригрозив недовольным расформированием.


Минимущество уже долгие годы является одним из самых проблемных министерств Дагестана. С его работой связано множество нарушений в земельной сфере, которые порождают огромное количество конфликтов самого разного уровня — вплоть до межнациональных. Ясно, что без наведения порядка здесь нельзя говорить ни о нормальном развитии АПК, ни о возвращении земли реальным хозяевам (сегодня  постперестроечные латифундисты сдают эту землю в аренду, зарабатывая на этом миллионы). Удастся Толстиковой заметно продвинуться в решении этих задач — республика получит новый импульс развития, а Васильев ещё больше укрепит свой статус грамотного руководителя. Сам он понимает это прекрасно. Не зря на встрече с руководителем агентства по делам национальностей Игорем Бариновым врио отметил, что одной из главных задач является возвращение земли народу. «Этот вечный лозунг, — подчерк­нул он, — мы должны обеспечивать справедливо, открыто, прозрачно».

Остальные члены правительства пока не назначены. Очевидно, сегодня по этому поводу идут активные переговоры Васильева и Здунова, который в первую очередь заинтересован в формированиидействительно рабочей команды (об уровне его требований можно судить по репортажам с заседания правительства, в ходе которых новый премьер активно демонстрирует недовольство уровнем профессионализма старого кабинета).

Скорее всего, пауза эта — до выборов, являющихся на сегодняшний день приоритетной задачей для всех чиновников республики. Когда же, наконец, состав нового правительства, а также имя нового мэра Махачкалы будут озвучены, можно будет, во-первых, оценить потенциал новой команды, а во-вторых, понять, под выполнение каких именно задач она «заточена».


Новые правила игры


Понятно, что главная задача, стоящая сегодня перед Васильевым и Здуновым, заключается в переводе экономики на правовые рельсы,  выведение её из тени. Собственно, в своё время именно с этого начинали и Магомедсалам Магомедов, и Муху Алиев, и Рамазан Абдулатипов. Но если предшественники Васильева начинали, как правило, с рыночных торговцев, которые спешно ставились на учёт, новый глава озаботился заправочными станциями.




Разница принципиальная. Конечно, торговцы считаются сотнями, а то и тысячами, и в отчётах смотрятся весьма достойно, но вот налоговая отдача минимальная — миллионов сорок максимум. Заправки же могут дать прибавку в треть миллиарда рублей (сами владельцы заправочных станций оценили свой потенциал в 350 миллионов). Примерно так же (на уровне 400 миллионов рублей) налогоёмкость АЗС оценивают первый вице-премьер РД Рамазан Алиев и главный налоговик Дагестана Умахан Джабраилов (разница в 50 млн рублей некритична — она возникла потому, что чиновники переоценили потенциал сельских заправок).

И ещё один нюанс. Когда предшественники Васильева громогласно обещали «теневикам» амнистию и защиту от проверяющих в обмен на налоги, предприниматели им не поверили. Когда же Васильев в ходе встречи с владельцами заправок еле слышно, практически шёпотом, произнёс завершающую фразу: «Кто не спрятался, я не виноват», никто из присутствующих даже не подумал улыбнуться. Собственно, прозвучал предельно жёсткий ультиматум. Либо — белая бухгалтерия и резкое увеличение налоговых платежей, либо — тотальные проверки, жёсткий прессинг и перспектива полной потери бизнеса.

Следом за заправщиками играть по новым правилам предложили владельцам банкетных залов и ресторанов, а также строителям. Если налогоёмкость банкетно-ресторанного бизнеса выявить достаточно трудно, то дополнительные «строительные» налоги считаются элементарно. В 2017 году объём строительных работ в республике оценили в 8,8 млрд рублей. Удельный вес уплаченных налогов при этом составил всего 1,3% от объёмов. Если ориентироваться на общероссийский уровень (10,9%), а именно так обозначил задачу Васильев, необходимо дополнительно собрать налогов в размере 9,6%. Задача крайне трудная с учётом коррупционной нагрузки на отрасль. Но даже если выбить половину, бюджет пополнится 440 миллионами рублей.

Успех этой работы, в сферу которой предполагается ввести весь «серый» бизнес республики, зависит только от того, насколько корректно государство выполнит свои обязательства по защите новых налогоплательщиков от многочисленных проверяющих, привыкших годами кормиться за счёт предпринимателей, работающих в тени.

Если у Васильева всё «срастётся», в масштабах республики ожидаемая налоговая прибавка может составить от 3 до 4 млрд рублей. Иными словами, собственные сборы увеличатся на 10–13%.

Очевидно, что для увеличения объёма собственных налогов и сборов максимально будет задействован потенциал Здунова, который, курируя территории опережающего социально-экономического развития в Татарстане, смог привлечь в них десятки миллиардов рублей (только в ТОСЭР в Набережных Челнах Здунов привлёк инвестиции на уровне 20 млрд рублей). В Дагестане первая  территория опережающего развития появилась в Каспийске. На подходе вторая — в Дагестанских Огнях. Можно предположить, что уже скоро в республику придут инвесторы из Татарстана, верящие Здунову и знающие, что с ним можно работать.

Есть все признаки того, что параллельно с расчисткой и «отбеливанием» Здунов активно ищет масштабный проект, который существенно увеличит отдачу промышленного сектора, главного источника налоговых поступлений. Очень важный момент. За последние десять лет в Дагестан приезжало множество инвесторов с очень интересными предложениями. Подписывались протоколы о намерениях, но дальше этого дело обычно не шло. Причина банальная: если в других регионах разговор инвестора с чиновником начинался с вопроса: «Чем я могу вам помочь?», у нас обычно интересовались: «А что я с этого буду иметь?».

Так что борьба с «серым» сектором экономики, помимо всего прочего — отчётливый посыл чиновникам, зачистка территории под нормальный цивилизованный бизнес, который должен чувствовать себя в республике максимально безопасно.



Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество