Журнал «Дагестан» » Проекты » Поймать характер

Поймать характер

Поймать характер



Поймать характер


Студентку мастерской графики Отделения изобразительного искусства ХГФ ДГПУ Карину Алиеву хотелось привлечь к проекту «Пленэр» давно. Но не получалось, потому что Карина — девушка городская, коренная махачкалинка, и нет у неё родного села, о котором можно было бы рассказать живописно-графическими средствами. А Кубачи, Арани и другие замечательные селения, в которых она была на пленэрной практике, мы уже представляли нашим читателям в работах других художников. Поэтому − столица.








Месяц назад на итоговом просмотре 5 курса Карина Алиева выставила офорт «Домик на улице Заманова». Увидев его, я поняла, чего именно не хватало «Пленэру», и как это можно исправить. Я попросила Карину выполнить серию городских пейзажей специально для ближайшего номера нашего журнала. Художница с поставленной задачей справилась: точно в срок принесла папку с рисунками.

Её Махачкала — это маленькие домики в общих дворах, тенистые улицы, крошечные балконы, которые, того и гляди, рухнут прямо на головы прохожих; щербатые лестницы, ведущие к небу или к морю. Хоть бери и иллюстрируй проект «Был такой город»! Конечно, я спросила, почему обойдены вниманием современные здания из стекла и бетона, среди которых есть весьма интересные с точки зрения архитектуры, а в рисунки не попали новые высотки и панорамные виды на гору Тарки-Тау и с горы Тарки-Тау. «Мне нравятся сюжетные вещи, с историей, атмосферные», — объясняет Карина.











Её не интересует история большого города, она не хочет смотреть на него с высоты, пусть даже он с этого ракурса красивее и чище. Ей интересно бродить по улицам, где жизнь течёт так же размеренно, как и полвека назад. Ей самой чуть больше двадцати, и она выросла в самом центре города — в районе Грозненской и Гамзата Цадасы, откуда каждый день спускалась к школе № 1, в которой училась. А ещё у неё был бабушкин дом на улице Гаруна Саидова. Сегодня этот район застроен особняками — заборы, камеры, охрана.





 А были сады, кошки, собаки, куры — почти деревня. Карина хорошо помнит эту атмосферу и воссоздаёт в своих рисунках именно её. Она говорит, что это, наверное, влияние учителя. Её мастер, заслуженный художник Дагестана, блестящий график Юсуп Ханмагомедов и сам умеет опоэтизировать действительность, и своих учеников учит замечать красоту во всём. Не приукрашивать, не приглаживать и не витать в облаках, думая исключительно о высоком. Нет, наоборот, внимательно смотреть под ноги и по сторонам, наблюдать за жизнью во всех её проявлениях. В общем, «когда б вы знали, из какого сора…» и вот это вот всё…

Махачкалинская серия не задумывалась как цельное законченное произведение — это беглые заметки, зарисовки, наброски, этюды. Они разнятся по цвету, по формату, выполнены в разной технике: пером и тушью, гелевой ручкой, акварелью, сангиной. Карина любит экспериментировать с материалами, смешивать их. Но что ей всегда нравилось и особенно хорошо удавалось, так это линейные зарисовки: «Линейное — это ничего лишнего, но можно поймать характер», — говорит она, перебирая рисунки.







Как поймать характер нашего города? Есть ли он у него вообще? Мне кажется, наш город очень жёсткий, даже жестокий, ощетинившийся своими высотками; он душит и давит — зноем, пылью, шумом, асфальтом-бетоном. А у Карины в рисунках плавные линии, мягкие очертания, какие-то кудрявые завитушки — это листва, а другие, почти такие же — поддерживают козырёк над подъездом, и водосток лениво расползся по стене —   понятно, что во время дождя больше воды течёт по нему снаружи, но это неважно... Дождя тут, конечно, никакого не было, это мне всё додумалось, потому что вещь действительно получилась сюжетная, со своей историей и атмосферой. «Посади на лист хоть кошку — оживи пейзаж». Студенты-художники часто слышат такую рекомендацию от педагогов, и ещё чаще «сажают» этих самых кошек почём зря. Кошек в махачкалинских дворах водится предостаточно, но ни одна из них на рисунки, к счастью, не попала. Линейное — это ничего лишнего. Только характер.







«Нет, острые углы, ломаные линии — это не моё». — «Карина, а Махачкала — твой город? Ты его любишь?» — «Да, мой. Многое в нём мне не нравится, но когда я уезжаю в другие города, более красивые, я скучаю по Махачкале, хочу вернуться».

Кажется, что в её Махачкале нет ветра, и провода не гудят, перенапрягаясь, и вообще — всё очень расслаблено и спокойно. Видимо, я в какой-то другой Махачкале живу — контрастной, резкой, дерзкой. А тут даже чёрное на белом не режет глаз контрастностью, а уж если тон листа тёплый, то вообще получается сплошной уют и умиротворение. «Я не человек крайностей», — как бы извиняясь, говорит о себе художница. Следующий учебный год для Карины Алиевой выпускной. Она уже решила, что выйдет на диплом с серией городских пейзажей (необязательно махачкалинских), а значит, пригласить Карину в наш журнальный проект именно с таким материалом было абсолютно верно, значит, характер художнику поймать удалось.

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество