Журнал «Дагестан» » Общество » Вэлкам, Россия!

Вэлкам, Россия!

                                                             О − Олени

Привлекательность Дагестана — сочетание тёплого моря и высоких гор. Горы, нетронутые цивилизацией, — один из самых популярных туристических трендов. Гор у нас много, но только в красивейшем Алмакском каньоне водятся пятнистые олени. Уссурийских оленей завезли в 1974-м. Когда распался Советский Союз, в соседних республиках своих оленей съели. 


Вэлкам, Россия!


Директор алмакского зверосовхоза в те годы Айтемир Сатираев смог сохранить питомник, и поэтому он сейчас единственный на всей Европейской территории бывшего СССР. Сейчас 1400 оленей на вольном выпасе, бегают по лесам и горам, их подкармливают, лечат, берегут. Всё тщательно продумано: 833 га огорожено трёхметровым забором, внутри территория разбита по загонам.
Но мало сохранить. Сатираев инициировал инвестпроект по строительству рекреационно-восстановительного комплекса «Алмак» и даже нашёл инвесторов. Самый крупный — турецкая фирма. 
В Алмаке на это лето был запланирован российско-турецкий форум. Из-за пандемии его отложили, поэтому в эти дни здесь провели III форум предпринимателей Дагестана БИСОМ, чтобы показать бизнесу красоту и возможности будущего комплекса. 




 Сатираев рассказал, что строительство должно было начаться весной, но из-за пандемии всё пока остановилось:

«Турецкие инвесторы уже подписали бумаги, сейчас завершается процесс оформления 25 га под строительство. Проект поддержало республиканское правительство, месяц назад премьер-министр Артём Здунов предложил увеличить комплекс со 120 до 200 мест и добавить реабилитационный корпус для переболевших COVID−19. 
Алмакский каньон создан самой природой для восстановления лёгких, здесь чудесный воздух, насыщенный кислородом, густые леса и луга, и мы можем предложить уникальное лечение пантами — молодыми рогами оленей. Единственный в стране институт оленеводства на Алтае утверждает, что панты именно этого вида оленей самые целебные». 


Гостеприимная хозяйка, жена Айтемира Сатираева Зугайрат —  генеральный директор санаторно-туристического комплекса «Алмак»:

«Прошлым летом мы открыли гостевой домик с гостиницей и рестораном, сейчас пристраиваем летнюю веранду для ресторана, так как мест для всех желающих не хватает. У нас здесь 3 лошади и 3 верблюда, которых подарили Сатираеву. Мы их отдали алмакской семье, они за ними ухаживают и катают за деньги туристов. 
Главный наш проект расположен с другой стороны села. Там будет гостиница на 200 мест, лечебный корпус, СПА с омолаживающими и оздоровительными ваннами. Внутреннее  оснащение и оборудование полностью берут на себя турки. У нас на территории есть сероводородный источник, но главный упор мы будем делать на панты: их будут обрабатывать в фармацевтическом цеху и делать лекарство пантокрин и экстракт для ванн по рекомендациям и рецептам «Всероссийского научно-исследовательского института пантового оленеводства». На Алтае стоимость одной ванны из пантов 25 тысяч, и стоит очередь из желающих, у нас цены будут намного ниже. Ванны и порошок из пантов поднимают тонус, помогают в борьбе со многими хроническими болезнями, при этом у него никаких противопоказаний. 




Построим 6 коттеджей, теннисный корт, развлекательный парк, планируем и горнолыжную базу. Этой зимой, когда снега не было даже в Москве и Питере, у нас он  лежал с ноября по апрель, много  туристов приезжало на лыжах и санках кататься. Со временем планируем создать охотничье хозяйство — не в ущерб природе. Охота будет на оленей, которых мы выращиваем, — всё равно приходится часть выбраковывать. 
Наш инвестпроект включён в федеральную программу, бюджет комплекса 246 миллионов, 68 миллионов из них даёт государство, остальное — наши деньги и деньги инвесторов. 
Турецкие инвесторы — фирма «Сиде Су», которая владеет роскошными отелями в Анталии — уже три раза приезжали сюда. Бывший мэр Сиде Капербей, наш друг, приезжал к нам с семьёй, а летом мы бываем у них».  


Казбековскому району уже удалось создать крупный туркластер. Горное ущелье, которым у нас никого не удивишь — Сулакский каньон, неожиданно стало самым популярным туристическим маршрутом в Дагестане, опередив даже знаменитую Нарын-Калу. И, в отличие от той же Нарын-Калы и моря, которые для Дагестана просто подарки судьбы, Сулакский каньон целенаправленно раскручивали. 
Гаджимурад Мусаев, глава Казбековского района, уверен, что алмакские олени станут не менее популярны:



«Посмотрите, что творится в Сулакском каньоне: еле успеваем обслуживать туристов и убирать. Там есть хаб, экоферма «Главрыба»: прошлым летом в сутки 1000–1500 человек принимала.
 Хотя «Алмак» в полном объёме ещё не функционирует, однако является одним из исправных налогоплательщиков. 
Я сам принимаю пантокрин, он улучшают сосудистую систему, многим помогает. 
Люди, приезжающие в Сулакский каньон, закупориваются на «Главрыбе». Мы дали одному предпринимателю возможность открыть объект выше, с другой стороны — с видом на Сулакский каньон, и люди стали туда подниматься. Хотим проложить туристическую тропу дальше до Алмака. Зимой сюда очень много компаний приезжало: «Шангереев тур», «Джага» — на одно­дневный тур покататься на покатушках, санках, подняться в горы. 




 Коммуникациями мы инвестпроект обеспечим. Развитие этого участка уже идёт: в этом году газовую магистраль довели до Алмака. Будет проложен асфальт от Дылыма до Буртуная, в следующем году асфальт доведут до Алмака и дальше, до Гумбетовского района». 

 
Среди участников форума были и руководители местных туристических компаний. Они готовы возить сюда своих туристов, некоторые это уже делают. 

Абдурахман Баталов, генеральный директор туркомпании «Цестрис Трэвел»: 

«Когда три года назад приехали в Алмак, здесь был только домик для егерей. Мы сказали: «Здесь должен быть туристичес­кий кластер». Через год пригласили ещё раз, мы приехали осенью большой командой туриндуст­рии, увидели эту красоту, попросили Сатираева сделать загон для оленей, ресторан, гостиницу. Так что год назад ещё ничего не было. 




Алмак — уникальное место, здесь потрясающе красивое ущелье, со стороны Калинин­аула возвышаются невероятные алмакские останцы. Зимой всегда снег, мы даже запрягали лошадей в сани и катали туристов, они были в восторге. Пятнистые олени пока пугливые, но если их кормить, они привыкнут, будут подходить к людям. Сейчас сюда уже многие ездят в джип-туры. Здесь есть достопримечательности — холодный и тёплые родники, которые лечат желудок и почки, были старинные башни. В двадцати минутах езды расположен Харибский перевал — 2500 метров над уровнем моря, можно альпинистов привозить, можно пешие прогулки устраивать». 


                                                                      М – Море

 Несомненно, туристы в Дагестан едут главным образом из-за моря. Каспийский берег с золотистым песком тянется на 530 км. Ещё 100 лет назад горцы считали морской берег гиблым местом, при советской власти его благоустроили, и он расцвёл. Многочисленные санатории и базы отдыха приохотили дагестанцев к морским купаниям, туристы съезжались на наше море со всего Союза.
 После развала СССР всё долго держалось на остатках наследия, несколько современных гостиниц погоды не делали. И только буквально года три назад дагестанцы очнулись и начали массово строить отели. Сейчас побережье не узнать: на глазах вырастают современные гостиницы на любой вкус и кошелёк, кафе, рестораны. Самым лучшим у нас считается берег от Махачкалы до Дербента — здесь чистая вода, мелкий нежный песок. В Дербенте, куда людей влечёт величественная Нарын-Кала, последние годы туристическая инфраструктура бурно развивается. Но при этом в городе всего два отеля, официально получивших три звезды, один из них — «Алые паруса».




 Четырёхэтажная гостиница на берегу моря отличается от тех, что рядом. Она стильная, современная, с уютной верандой, выходящей на пляж. Директор Султан Гамзатов с увлечением показывает стеклянные пирамиды, конференц-зал, в котором можно проводить всё, что захочется: конференции, концерты, банкеты, даже тренировки. Не удалось посмотреть только номера, потому что все оказались заняты. Султан Гамзатов — депутат городского собрания, работал начальником отдела молодёжной политики в администрации Дербента, сейчас решил заняться развитием гостиничного комплекса, который принадлежит его семье.



«Мы не работали весь карантин, недавно открылись, да и то сейчас только веранда работает. А у нас кабина есть на три столика, там пол светится и крутится медленно, и за 17 минут все видят море. Вечером ресторан полный, живая музыка. Я берег не хочу огораживать, хотя мой сосед предлагал, чтобы люди не проходили, застроить его. Я не позволил, оставил полноценный проход — зачем людей раздражать? 




 Раз в неделю устраиваем субботник и за два часа чистим пляж перед гостиницей. Мы установили зонтики, скамейки, люди стали собираться. Такой  рекламный ход: люди приходят из-за зонтиков, потом замечают наш комплекс и 20 % начинают интересоваться, есть ли места в гостинице, или обедают в ресторане. Гостиницу мы построили в 2015 году. В следующем году будет ещё больше туристов. Почему? Дербент — это музей под открытым небом, кто был здесь хоть раз, обязательно возвращается. Во время пандемии приехали 6 московских пульмонологов, пробыли в «Алых парусах» один день и сказали, что обязательно приедут в Дербент с семьями, потому что полностью поменяли своё мнение о Дагестане. Но менять нужно ещё многое». 

                                                                 Туризм молодых

 Путешествия в последние десятилетия стали обязательной частью жизни современного человека. В Дагестане, который природа щедро наградила разнообразными красотами, туризм — единственная растущая сфера экономики, в которой зарабатывает всё больше дагестанцев. В прошлом году, по официальным данным,  республику посетило 850 тысяч туристов, в этом, если ничего не помешает, будет ещё больше. Стоит ли довольствоваться естественным ростом или можно гораздо быстрее увеличить количество туристов и суммы, которые они оставляют в республике?
 Чего ждут туристы от республики? Самого очевидного — когда мы перестанем сливать канализацию в море и в реки и портить бутылками и пакетами чудесные пейзажи. Но мы в этой статье эту тему обсуждать не будем: десятки миллиардов затрат на решение потянет только государство, а оно всё обещает. 
А вот что могут сделать бизнесмены, которые ринулись в эту сферу?
 
Руслан Гамзатов, основатель и руководитель маркетингового агентства «Smart Performance» даргинец, с рождения живёт в Москве:



 «Я в Дагестан приезжал ещё ребёнком, а вот сейчас понял, что надо двигать эту красоту. Мы определили проблему: отсутствие в поисковой выдаче информации о Дагестане. Если ты ищешь, куда поехать на море в России, ты никогда не видишь Дагестан. По нашим расчётам, нужно полтора миллиона долларов на маркетинг, чтобы только закрыть самые насущные потребности. Я и мои коллеги понимаем, что это отобьётся, но те, кто принимает решения, не понимают, как это работает, не понимают, как формировать бренд. Туристический поток растёт на 100 % в год, но может вырасти на 600 %.
 Надо стимулировать туристический поток, формировать положительный опыт пребывания туриста, а у нас всё ломается на мелочах. Вот пример из опыта нашей фирмы. 22 человека приезжают, я арендую самый дорогой микроавтобус и оказывается, что там не заправлен кондиционер, и люди едут при 33 градусах. Будут они кайфовать? Или другой пример, заранее договорились об ужине, приезжаем в ресторан, а они: «О, мы сейчас вам всё приготовим». И голодные, уставшие люди полтора часа ждут еды. Это вроде бы мелочи, но они будут тормозить «сарафанное радио». 
Мы решили не надеяться ни на кого, у нас есть своя вилла около Дербента, у нас есть «Сарыкум» — единственный 4-звёздочный отель в республике. Мы сейчас работаем в горах над глэмпинг парком, поставим 10–15 домиков возле Ирганайского водохранилища. И тогда мы сможем весь цикл путешествия туриста замкнуть на своих локациях. Если мы обеспечим ему положительный опыт, всё остальное они сделают за нас сами. Потому что здесь же сумасшедшие виды!
Мы по советской привычке считаем, что главное — это море. У туристов 25–35 лет другие тренды: осознанность выбора, нетронутость природы, высокие горы, колорит — то, чего в Дагестане много. С морем у нас тоже всё хорошо. Я сейчас приехал из Сочи, там жесть творится: на квадратном метре на пляже 3–4 человека, цены вдвое выросли. 




Сейчас нам надо создать в Дагестане комью­нити предпринимателей, которые были бы ориентированы на туристический сектор. Какие ниши они должны заполнить? В республике никакой развлекаловки нет, зиплайн, банджи-джампинг, всякие штуки, на которых летают, надо устроить в горах — ведь нет ничего проще! Необходимы локации для медитации, локации для кемпингов, сами кемпинги, квадроциклы, гидроциклы, джипы. Сейчас любой купит 4 джипа, квадроциклы, и у него будут клиенты. Если ориентироваться на европейский отдых — это активный отдых, туризм выходного дня. Поэтому по горам потенциал самый большой.
 Крупняки не рассматривают Дагестан, потому что нет официальных игроков — все работают в серую. Есть хорошие ребята, но это точечно, централизованной стратегии работы нет. Дагестан должен сформировать национальную идею в туризме. В Таиланде ты строишь отель, покупаешь автомобили для туризма, тебя субсидируют; Грузия субсидирует покупку авиабилетов». 


Султан Гамзатов уверен, что регулировать строительство туристических объектов должно государство:

«Многие объекты не соответствуют никаким нормам, строятся хаотично. Я два года проработал в ОАЭ, был уверен, что они на нефти живут, оказалось, их шейхи сделали ставку на туризм. И не прогадали, в пустыне создали оазис и раскрутили. Туризм — это целая махина, начиная от коммуникаций и заканчивая информационной политикой. Чтобы подготовить эту площадку, нам ещё расти и расти, сервис у нас слабый. Министерство по туризму устраивало у меня бесплатные обучающие семинары со светилами нашего бизнеса, но администраторы нехотя идут, иногда для галочки отправляли официанток или охранников. Гостиницы надо строить на берегу моря, в горах. Чтобы добираться было удобно, нужны хорошие дороги, коммуникации. 
 Когда человек приезжает, он хочет полный пакет услуг. Многие туристы не хотят пятизвездочных гостиниц, хотят отдохнуть от цивилизации, походить, увидеть наши ковры, ремесла; надо открывать этно-отели. 




 Дербент привлекает своей историей, культурой. Сейчас в городе очень большие преобразования. Наш земляк Сулейман Керимов делает ставку на туризм, будет строиться много объектов, чтобы их привлечь. Ресторан на косе ставят в виде рыбки из стекла на воде, в СКФО такого точно нет, это фишка».

Развитие туризма дало Дагестану очередной шанс встать на ноги, стать богаче, цивилизованнее, современнее. В очередной раз мы видим, что экономику могут нормально поднять только предприниматели. И они, несмотря на конкуренцию, сами стали объединяться, чтобы защищать свои интересы. От государства нужно только решение экологических проблем и обеспечение безопасности, чтобы не превращать республику в средневековый заповедник. Все любят памятники истории, но в богатые ими Афганистан и Иран туристы почему-то не едут. Почему бы это?

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество