Журнал «Дагестан» » Общество » Магомед Дибиров «Если мир станет таким, как я хочу, я брошу кисти»

Магомед Дибиров «Если мир станет таким, как я хочу, я брошу кисти»

Начнём с того, что Магомед Дибиров — художник. Продолжим тем, что он живёт в Хасавюрте. Тем, кто имеет очень поверхностное представление о Дагестане, не понять, почему этот факт служит неиссякаемой темой для шуток. Хасавюрт или Хас, как его ещё называют, место особое. Это город на границе с Чечнёй. Город-рынок, где, как рассказывают, совсем недавно можно было купить всё, что душе угодно — от роскошного свадебного наряда до автоматов и боеприпасов. Город-борцуха, где «проход в ноги» стал и одним из политических приёмов. Честно говоря, трудно представить, как в этом городе может выжить человек, чьё оружие — кисти и краски. А вот Дибиров как-то умудряется. И не только выживает, а вполне органично вписан в эту пёструю, хаотичную яркую картину. Со стороны это видится так: вокруг всё бурлит, продаёт-покупает, стреляет, ругается, проводит бои, открывает прямо у трассы бутик с дивным названием «Богатая дама» и продаёт там шубы, молится и бесконечно спорит, у кого ислам самый правильный и сколько ракаатов нужно делать при намазе. А в центре всего этого кипения стоит он, Магомед Дибиров, и смотрит вокруг снисходительно и любовно. Когда-то в шутку один из друзей назвал его Императором, и прозвище село, как влитое. 


Магомед Дибиров «Если мир станет таким, как я хочу, я брошу кисти»

 

 

Хасавюрт для Императора

 

 

Человек фронтира

 

Да, ты права, Хасавюрт город спортсменов и рынков. Зачем Хасавюрту художники? Абсолютно незачем. Особенно, если всего за тысячу рублей можно купить трёхметровый гобелен китайского производства и украсить им стену своего дома. Город Хасавюрт и художник просто несовместимы!

 

*   *   *

Я глупость не терплю. И к своей глупости отношусь болезненно очень. Потом долго переживаю. Могу ночь не спать из-за этого.

 

*   *   *

Знаешь песню ДДТ про родину? То же самое могу сказать про Хасавюрт. Ничем таким особенным он меня не притянул. Можно сказать, что в данный момент я заложник обстоятельств. Мне приходится жить и работать в городе, где я в принципе не нужен никому со своим творчеством.

 

*   *   *

Лет семь или восемь назад была такая ситуация, когда преподавателям художественной школы некие люди «рекомендовали» больше не рисовать гипсовые головы. Но сейчас вроде бы этот вопрос не стоит так остро.

 

*   *   *

В отношении меня не было жёсткого прессинга, хотя кое-кто хотел со мной «побеседовать» после моего интервью одному из федеральных каналов. Да и сейчас периодически ко мне приходят сообщения с цитатами из Корана, где говорится, что нельзя изображать людей. Я, конечно, их благодарю за беспокойство насчёт моей души, и всё. Искренне благодарю, кстати. Без иронии.

 

Нормальный даговский набор

 

Чего боюсь? Боюсь проявить слабость, боюсь показаться несмелым, боюсь обидеть человека незаслуженно. В общем, нормальный даговский набор.

 

*   *   *

Ты знаешь, я не припомню, чтобы на моё творчество кто-то влиял и, тем более, диктовал, что рисовать. Хотя опять же, повторюсь, бывают разные товарищи, которые мне «рекомендуют», не изображать того или этого. Но я бы не был Дибировым, если бы всех слушал.

 

*   *   *

Я не могу рисовать цветочки, когда рушится мой мир. А он рушится. Прямо у меня на глазах.

 

*   *   *

То направление, в котором я работаю, я назвал социальный символизм.

 

*   *   *

Забавно, что самую первую мою работу в этом жанре больше помнят под названием «Суп», хотя я назвал её «Противостояние».

*   *   *

Однажды на мою выставку пришёл важный человек, посмотрел на работу «Танец пулеметных лент» и сказал: «Ты вроде нормальный интеллигентный парень. Зачем такие ужасы тут рисуешь, а?». А вокруг стоит его вооружённая охрана.

 

*   *   *

Я ненавижу всякое насилие над личностью.

 

Женщины, зло и харизма

 

Меня всё время спрашивают, почему я редко женщин рисую. Рисую же! Но мужчин чаще, согласен. В женщинах нет настоящего зла, понимаешь? Думаешь, недооцениваю вас? Уверена?

 

*   *   *

У человека во власти особая харизма. Меня это привлекает, это интересно.

 

*   *   *

Меня не столько политики интересуют, как ситуация, та или эта. Просто изобразив соседа, к примеру, или друга, я свою мысль донести не сумею. Никто не поймет, о чём идёт речь. Приходится использовать политиков, чтобы через известного человека со всеми смыслами, что к его образу прилипли, обозначить проблему.



Амина Кабулаева «Художник М. Дибиров», 
2018, бумага, гелевая ручка

       *   *   *

Я совсем не умею говорить о деньгах. Не знаю, как правильно и сколько просить за свою работу. И часто просто занижаю её стоимость, а значит, и цену своего труда.

 

*   *   *

Моя «Гангстерская серия», кажется, до сих пор самая популярная. Махачев, Амиров… — мне кажется, людей до сих пор будоражат эти фигуры.

 

*   *   *

Откровенно говоря, я не люблю работу на заказ, в ней нет моей души. Но приятно, что покупают именно мои авторские. В смысле, повтор, копии моих работ.

 

*   *   *

Не люблю, когда заказывают портреты (уж лучше виды села писать), особенно, если заказчик девушка. Дамы очень капризные, особенно насчёт своей внешности на холсте. Я не отказываю, но знаю, что будут напряги.

 

*   *   *

Искусство для меня это оружие.

 

Художником тебя делают мозги

 

У меня есть определённые этические правила для работ на кавказскую тему. Сам их себе установил. Я могу изобразить трагедию, отвагу, напор… Но не изображаю при этом противника. Я не хочу рисовать сцену, к примеру, Кавказской войны, где убивают русского солдата. Во-первых, потому что я не баталист, во-вторых,  потому что это нарушает те самые этические правила. У меня есть приятель, он казак, тоже художник, коллега мой. Прекрасный человек. Он пишет тему казаков, я рисую тему горцев, мы очень хорошо друг друга понимаем и даже лайкаем работы друг друга.

 

*   *   *

Мнение коллег о моих работах для меня важно, конечно. И мнение искусствоведов тоже. Но только в случае, если я уважаю этого коллегу или искусствоведа.

 

*   *   *

Много слышал о художниках, которые не могут расстаться с какими-то работами. У меня таких нет. Разве что какие-то эскизы могут быть исключением, да и то до тех пор, пока они мне нужны.



 

*   *   *

Очень важно, чтобы смысл, основной посыл прочитывался сразу, вот для этого я и придумываю оригинальные названия. Даже не знаю, что у меня получается

 лучше, рисовать или придумывать названия к работам.

 

*   *   *

Если кто-то не понимает мою работу, я не обижаюсь. Значит, не дорос до неё пока.

 

*   *   *

После расстрела редакции «Шарли Эбдо» в Париже, они должны были опубликовать мою работу «От любви до ненависти». Написана она, кстати, задолго до трагедии в «Шарли».

 

*   *   *

Почему ты говоришь, что мои работы будут понятны только жителям Дагестана и России? А «Негатив», а «Овальный кабинет» или «Служба безопасности»? Это ж мировые работы, дорогая!

 

Запрет на Шамиля

 

Вообще-то я скорее не живописец, а график, отдаю предпочтение линии, а не мазку. Меня году в 2001-м попросили сделать рисунки для Красного Креста, я ездил с ними и рисовал беженцев и их быт. Потом эти рисунки отправили в Женеву.



 

*   *   *

Конкуренция это нормально. Но пока я не вижу в своей теме конкурентов. Конечно, есть художники, кто рисует не хуже и даже лучше меня, но для меня первична смысловая нагрузка. Если ты просто умеешь рисовать, ты ремесленник. А если прибавить к этому мозги, тогда ты художник.

 

*   *   *

Мало кто из художников берётся за остросоциальные темы, считают их недостойными внимания.

 

*   *   *

Я не судья, не адвокат и не прокурор, я художник и наблюдатель. Конечно, у меня есть свои ценности, но никого судить не хочу за несовпадение с моими взглядами.

 

*   *   *

Если говорить о нашей последней совместной выставке с Магомедом Маллакаевым «Вдох и Выдох», то думаю, я всё же Вдох.

 

*   *   *

Помню, в девяностых ко мне пришёл человек и предложил участвовать в конкурсе на памятник Шамилю. Ты, говорит, нарисуй эскиз, у меня человек в оргкомитете влиятельный, мы его протащим. Хорошо, я начал работу, нарисовал рисунков десять разных, где Шамиль мудрый, отважный... И мы поехали показывать их этому влиятельному. Большой дом, куча золота и кожаной мебели — ну 90-е… Он внимательно рассмотрел каждый рисунок и говорит: нет, это всё не то, не таким я вижу памятник Шамилю. «Я, — говорит, — хочу, чтоб стоял Шамиль с саблей и ногу поставил на поверженного царского полковника». Тут я понял, что мне говорить с этими людьми не о чем. Я потом спросил у того, кто мне заказал рисунки: «Скажи мне, как человек с таким ограниченным мышлением мог заработать столько бабла?»



 

*   *   *

Война — это же огромная усталость в первую очередь. Ко мне были претензии, мол, почему я написал Хаджи-Мурада таким печальным и усталым, ведь он был лихач, рубака!

 

*   *   *

Вообще-то я анархист-индивидуалист.

 

*   *   *

Могу спорить и даже ругаться, но не ненавидеть.

 

*   *   *

Как-то мне один начал писать, чтобы я не изображал Шамиля, мол, его изображать нельзя. Я ему говорю: почему это, он разве пророк или святой? Он был такой же человек, как и все, был воином и политиком, зачем делать из него святого?!

 


 


 

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество