» » Почти легенда Свет далёкой суперзвезды

Почти легенда Свет далёкой суперзвезды


Свет далёкой суперзвезды


В прошлом году в Махачкале состоялась премьера документального фильма Тимура Яшувова «Я здесь был», рассказывающего о событии лета 1990-го, которое настолько невероятно, что многие считают его городской легендой.

Тогда в июне в Махачкалу приехал Ян Гиллан — рок-звезда мирового уровня, солист легендарной группы «Deep Purple», исполнитель заглавной партии в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда». Три концерта на стадионе «Динамо» прошли с аншлагом и до сих пор остаются самым грандиозным событием в жизни дагестанских меломанов.




Во-первых, потому что в 1990 году Советский Союз всё ещё оставался закрытой страной и рок-звезды мирового масштаба, если и приезжали с гастролями, то уж никак не в глухую провинцию, какой являлся Дагестан. Во-вторых, с той поры прошло почти 30 лет, но опять-таки никто даже из отечественных популярных рокеров в Махачкале не выступал (нет, мы помним про Гребенщикова, но давайте не путать акустический полуподпольный концерт, случившийся по странному стечению обстоятельств, с официальным гастрольным туром и выступлением перед многотысячной аудиторией). А в-третьих, Гиллан до сих пор — суперстар мирового уровня и фильм о нём оказался интересным современным тинэйджерам, которых было немало среди зрителей на обоих официальных показах.


После просмотра фильма к микрофону образовалась очередь из желающих поделиться своими воспоминаниями о том, «как это было», и чем эта музыка является для них до сих пор. А некоторые самые младшие зрители позже признавались, что именно фильм помог им лучше понять своих родителей и бабушек с дедушками, которые, оказывается, в молодости слушали не самую отстойную музыку и умели по-настоящему зажигать.


Для Тимура Яшувова работа над проектом «Я здесь был» стала в буквальном смысле спасательным кругом, ухватившись за который, он вернулся в профессию, да и вообще в жизнь. Но обо всём по порядку.


— У меня есть старший товарищ Зиявудин Ахмедов — страстный меломан, рокер. И вот сидим мы с ним как-то в его рок-кафе, общаемся, он рассказывает о том, что и раньше в Махачкале было много ярких культурных событий, концертов — даже Ян Гиллан приезжал, и показывает на большой плакат «Deep Purple» за спиной. Я, конечно, эту группу знал, но о махачкалинских гастролях Гиллана услышал впервые и не представлял значимости такого события для местных меломанов. А когда Зиявудин рассказал, насколько это было грандиозно — три концерта на стадионе, живой звук, — мне подумалось, что можно сделать интересный новостной сюжет; я тогда в программе «Вести–Дагестан» работал. Хотел снимать в номере гостиницы «Ленинград», где жил Гиллан, и где он встречался с нашими журналистами, — вспоминает Яшувов. 


Сюжет снять не удалось, потому что в 2014 году Тимур, которому на тот момент было 30 лет, перенёс инсульт. Операция, кома, реанимация, тяжёлые последствия в виде левостороннего пареза, нарушения речи, потери навыков письма и чтения. Затем была вторая операция уже в Москве, в Центре нейрохирургии имени академика Бурденко. В ходе длительной реабилитации Тимур заново учился ходить, говорить, читать и писать. О возвращении в профессию речи не было — это если говорить о профессии репортёра. Но однажды Тимур «сделал открытие», что журналистика бывает не только новостной:


— Я когда лежал, много фильмов смотрел, в том числе цикл документальных лент Би-Би-Си, посвящённых известным музыкальным группам. И меня прямо осенило, что я могу сделать фильм о Гиллане в таком формате, не присутствуя в кадре! Концепция родилась сразу, начальная информация у меня уже была, и мы начали снимать. Это была своего рода реабилитация. Меня очень поддерживали мама и моя жена Сабина, которой я и посвятил фильм.


— Кто был оператором?


— Операторов было несколько и я очень им благодарен. Всё делалось на энтузиазме, ребята работали бесплатно, тратили личное время. Так совпало, что мой друг и коллега Руслан Мурзаев, который уже несколько лет работает в Москве,  приехал в отпуск и привёз с собой камеру. С ним мы записали основную часть интервью. Другие съёмки делали Шамиль Ахмедов, Иса Саламов, Игорь Церковный. Снимали не только в Махачкале, но и в Москве, где живёт, в частности, Наталья Газиева.


— Фильм построен на интервью: люди, бывшие на концерте, участвовавшие в организации гастролей, журналисты, общавшиеся с Гилланом, вспоминают о том, как это было, показывают артефакты, которые они все эти годы бережно хранили. Как искали героев, они охотно соглашались на съёмки?


— Специально никого не искали, как-то всё самой складывалось, как у нас в Махачкале обычно бывает: один сказал другому, а другой третьему, что есть идея снять такой фильм. И вот уже мне звонят, что надо поговорить вот с этим человеком, потому что он знает то-то, и непременно ещё вот с тем. Соглашались все! С Абдулом Абсаматовым (музыкант, руководитель популярной в конце 80-х – начале 90-х группы «Аман») я связался уже одним из последних, узнав, что он играл важную роль в организации жизни Гиллана в Махачкале. Он сам приехал ко мне со своим оператором. Кстати, кадры хроники концерта, которые вошли в фильм, были сняты по заказу Абсаматова — снимали с трибун стадиона, с самого верха. Каким-то невероятным образом на меня вышел человек, поймавший во время концерта губную гармошку, которую Гиллан бросил в толпу зрителей. Он живёт не в Махачкале, а в одном из районов республики, но специально приехал и привёз эту гармошку и оригинальный плакат — их можно видеть в фильме.


— Пожалуй, самая интересная часть фильма — это запись беседы Гиллана с дагестанскими журналистами, сделанная в его номере гостиницы «Ленинград». Как удалось её отыскать, и как она вообще сохранилась, ведь это рабочая кассета, а их обычно использовали многократно?


— Это интервью в «Ленинграде» мы искали очень долго. Снимал Александр Александровский — прекрасный оператор, легенда дагестанского телевидения, которого, к сожалению, уже нет в живых. Его вдова и сын сказали, что этой записи у них нет. Не оказалось её и в архиве программы «Ракурс». В общем, я уже смирился с тем, что этой плёнки в природе не существует, и почти смонтировал фильм, разбавляя «говорящие головы» фотографиями, которые удалось найти. Но это же Махачкала! Звонит мне коллега Тимур Джафаров и говорит, что ему позвонил Махач Магомедов, который был на этой импровизированной пресс-конференции в «Ленинграде», и рассказал, что случайно нашёл дома кассету VHS с надписью «Ян Гиллан», и, если мне надо, то он её привезёт.


— А тебе ещё как надо! Только на чём смотреть кассету VHS?


— Я полез в подвал, достал видеомагнитофон, который всё собирался выбросить, но так и не выбросил, протёр-почистил — и мы посмотрели кассету. Это было потрясающе!


— Удивительно, что плёнка так хорошо сохранилась!


— Она просто лежала у Махача дома все эти годы, её не смотрели и не затёрли. А ещё я порадовался, как же классно Александровский всё снял! С плеча, без штатива, но изображение «не дёргается», переходы с общих планов на крупные очень плавные, и главное, он не пропустил ничего, запечатлел все эмоции Гиллана! Пришлось менять всю логическую цепочку фильма, перемонтировать, но это того стоило. Монтаж делал мой однокурсник и друг Таин Рабаданов, который сразу согласился участвовать в этом проекте. Мне не приходилось ему ничего объяснять, мы думали в унисон.


— Как удалось заполучить в фильм самого Гиллана? 


— Это как раз было несложно, что опять-таки подтверждает тот факт, что звёзды такого уровня — профессионалы и серьёзно относятся к своей работе, будь то концерт в Лондоне или Махачкале. Знакомые музыканты из Питера помогли мне найти контакты помощников Гиллана, я написал им на мейл, они связались с Яном  и он записал для нас обращение, которое и вошло в фильм.


— Действительно, всё очень просто. А что было самым сложным в работе над фильмом? И главное, зачем он вообще нужен? Тем, кто был на том концерте, приятно вспомнить молодость, а зачем его смотреть молодым зрителям?


— Самым сложным было начать. Потом собрать воедино все факты, перепроверить их, найти фото и видео — их тогда было мало. Здесь очень помогли Патимат Заурбекова и Наталья Газиева — непосредственные организаторы этих гастролей. Пока шла работа над фильмом, по городу поползли разные слухи, многие переживали, что я, в силу возраста и других причин, не смогу разобраться в тонкостях музыки, представлю всё не так.


— Но это фильм не о музыке, а о явлении под названием Ян Гиллан!


— Вот именно. Я также не ставил задачу провести расследование и вывести кого-то на чистую воду — сколько стоили билеты в кассе и за сколько их перепродавали, а сколько человек вообще через забор перелезли. Это абсолютно неважно! Мне хотелось обозначить сам факт того, что Гиллан действительно был с концертами в Махачкале, и это было невероятно — как полёт в космос! А зачем его смотреть молодым… По большому счёту незачем, кроме как для того, чтобы лучше понимать то время, людей, которые жили тогда.


— Ты сделал отличный фильм, доказав всем, что ты по-прежнему в профессии. Зрители посмотрели, поаплодировали и разошлись. А что дальше? 


— А дальше самое сложное — продолжать работать. «Я здесь был» надо перевести на английский, чтобы сам Ян Гиллан смог его посмотреть. Нужно думать о прокате фильма, о том, чтобы продать его на центральные каналы. Но главное, я не хочу быть автором одного хита, поэтому буду работать над другими проектами в той же концепции. Мне очень хочется рассказать о художнике Хасбулате Юсупове, который недавно ушёл от нас. Сейчас я занят этим проектом.

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество