Журнал «Дагестан» » Общество » Храм, башни и абрикосы

Храм, башни и абрикосы

В Шамильский район я решила поехать, узнав, что здесь только что открылся туристический хаб. Я сама очень люблю путешествовать, поэтому такие начинания мне всегда нравятся. Тем более что туризм — единственная область экономики, которая набирает обороты в нашей республике, официально признанной самым бедным российским регионом. А туризм, естественно, приносит кучу денег и бизнес-объектов. В этом году министерство туризма Дагестана должно построить 8 хабов. Шамильский — пятый, так что своё обещание министерство наверняка выполнит. И ещё интересно было увидеть, что собой представляет хаб. 


Храм, башни и абрикосы


Вокруг да около


И мы его увидели. Хаб построен около села Датуна на дороге в райцентр. Само село очень маленькое, меньше 200 человек, но главная его фишка — необычный в дагестанских горах древний православный храм. Сам хаб — это маленькая скромная кофейня с верандой, внутри 4 стола и несколько полочек, на которых стоят выставленные на продажу дагестанские сувениры и книги Расула Гамзатова. Подряд идут несколько розеток с зарядками на разные телефоны. Очень важная для современного туриста услуга, правда, мобильный интернет здесь, как и во всём районе, не смог поймать ни билайновский, ни мегафоновский номер.




Главное, здесь стоит хорошая кофемашина, я тут же попросила чашечку кофе. Шамиль Джамалов профессионально сделал мне вкусный напиток и рассказал, что работал в Махачкале сушистом, но его позвали сюда работать одновременно бариста и продавцом сувениров, и он решил вернуться в родное Датуна.

Я всего неделю работаю, уже было несколько десятков туристов, 16 человек из Израиля приехали посмотреть датунский храм. Покупают книги, сувениры, очень классный тидибский чай с травами; сегодня глиняные кофейные чашечки купили. Сказали, в следующем году здесь будут готовить бургеры, суши; будут туристы — и кухню побогаче сделаем. К нам и местные заходят кофе попить, и те, кто из города к родителям приехал.




Смысл хаба не столько в том, чтобы в этом помещении продавались услуги, сколько в том, чтобы вокруг него начала расти туристическая инфраструктура. И первые частные инвестиции мы увидели сразу — напротив хаба расположился магазинчик с продуктами, где кофе, чай и розетку дают всем покупателям бесплатно. Кофе попроще, конечно, чем через дорогу, но зато идёт как бонус. Датунец Сайпула Магомедов уже давно пробует наладить здесь свой сервис.




У меня здесь сад. Как-то ехал я из Махачкалы остановился в кафе, заказал шашлык, кофе и заплатил 450 рублей. И поклялся я себе тогда, что буду продавать шашлык по 150; поставил маленький мангал и начал жарить шашлыки. Здесь только насыпь была, за 10 лет потихоньку здание отстроил. Многие любили тут поесть, но приходят знакомые, говорят, завтра деньги отдам. В итоге влез в долги — 60 тысяч, и  закрылся. Как только хаб появился здесь, магазин открыл, у меня товар дешёвый. Всё равно хочу шашлычную открыть.


Датунский храм


Юсуп Магомедов — главный специалист районной администрации по туризму, сопровождал нас во время поездки, был нашим экскурсоводом, и всё интересное про район мы узнали именно от него. В Сети информации почти нет, краеведов здесь тоже нет. Он рассказал, что поток туристов в район каждый год растёт. В 2018 было 6 тысяч туристов, в этом году до конца августа — почти 8 тысяч; едут из российских регионов, немало иностранцев из Италии, Бельгии, Болгарии, Эстонии, Латвии. В основном смотрят датунский храм, гоорские башни и старый Кахиб.

Вот и мы едем посмотреть на совершенно необычную достопримечательность горного Дагестана — древний православный храм, единственный сохранившийся в республике. Мы оставили машину на трассе, открыли деревянную калитку в плетёном заборе и пошли по каменной тропинке среди густых изумрудных деревьев и кустов. И вот за поворотом нам открылось необычное зрелище — небольшое, но величественное здание с толстыми стенами, щелевидными окнами, выпуклой крышей. Храм стоит без окон и дверей уже несколько веков, но хорошо сохранился.




Наши предки до X века были язычниками, католики пытались обратить нас в свою веру, но у них ничего не получилось. Грузинские миссионеры смогли обратить в свою веру наш и несколько соседних районов, мусульманство сюда пришло только в XVI веке. Большое поселение грузинских миссионеров как раз здесь и было. Реми Стерлинг, выдающийся археолог, доказала, что датунский храм построен в начале XI века грузинами. Это грузинский безкупольный храм зального типа из жёлтого песчаника. В 2016 во время реставрации внутри всё побелили, хотя мы не хотели, чтобы была побелка, — он интересен в первозданном виде. 




Вы слышите, когда разговариваешь, прекрасная акустика. Видите, эти четыре арки специально для акустики сделали, во время реставрации в них нашли большие кувшины, с метр высотой; сначала думали, что для вина, но никто не будет на такую высоту постоянно забираться, и пришли к выводу, что они для акустики. 

Это маленькие кельи для аскетов, в одной можно лечь, а в другой только сидеть — ни лечь, ни встать в полный рост. Попробуйте расковырять раствор в стене — он уникальный: из извести, ячменных колосьев, яичной скорлупы и белка. Историки считают, что этот храм помогали строить местные жители. Тогда они, судя по скелетам на старых кладбищах, были крупные, сильные. Сейчас здесь новая черепица, но мы нашли куски старой, она была темнее и плотнее, чем сейчас. 

Фрески до реставрации были, но рассмотреть их было невозможно. Правда, святой отец из Чечни приезжал, сразу сказал, здесь архангел нарисован… Фрес­ки реставрировать не стали — не смогли. И закрасили.

Здесь ещё вандалы поработали. Легенда ходила про царицу Тамару, что она здесь похоронена вместе с несметными сокровищами. Посмотрите, крест на потолке с дыркой — кто-то один кирпичик выбил, ему сказали, что крест выложен из золотых кирпичиков. Естественно, полная ерунда. 




Здесь пожар был в XVII веке. После этого храм уже не работал. Сведений о том, что было после пожара, я не нашёл нигде. Только то, что во времена имама Шамиля здесь молились терские казаки. Историки говорят, что загадка, как за столько веков храм, без окон и дверей, не разрушился. В Северной Осетии есть такой же грузинский храм, но он наполовину уже разрушен.


Выросший из скал Кахиб


В Дагестане много брошенных сёл, и мне стало интересно, почему туристы приезжают посмотреть именно Кахиб.




Внизу, по роскошной долине рассыпались старые и современные дома. Это Новый Кахиб, который до 1960 года был райцентром района, так и называвшегося — Кахибским. Доехав до Нового Кахиба, мы были вынуждены выйти из машины и дальше следовать пешком. И за очередным поворотом открылось необычное зрелище — казалось, что картина нарисована на скалах. Чем ближе подходили, тем реальнее становился аул. На голых скалах стоят развалины домов из того же серо-жёлтого скального камня, поэтому издалека всё сливается и производит незабываемое впечатление. Дома все разрушены, лишь две сторожевые башни целы. 




Остановившись возле одной, Юсуп сказал, что это стены мечети XVI века. Но почему тогда на этих стенах до сих пор сохранились явно языческие знаки: солнце, лабиринт и самый удивительный рисунок — два оленя и у каждого по солнцу в рогах. Юсуп уверяет, что цвет краски сохранился с тех времен, никто её не подрисовывал. Сомневаюсь, солнце на каменном рисунке ярко-жёлтое. Мы поднялись на крышу верхней 20-мет­ровой башни. Под нашими ногами раскинулась солнечная долина и… древние развалины.




Называется село Кахиб Бакдаб Росо: «Кахиб» с грузинского — скудная земля, «Бакдаб Росо» с аварского — солнечная сторона. Старый Кахиб образовался в VII веке; тогда были постоянные нашествия, войны, набеги, вот и была выбрана для жизни скала, откуда можно обороняться: сверху скалы закрывают, внизу — речка, над селом проходил малый шёлковый путь — через Кахиб, Гента, Мусрух и дальше в Грузию, у нас он назывался «дорога предков».




 Дома построены уникально, фундаментом служит скала: на краю скального массива построены все дома и две башни из камня этой же скалы. И ни клочка плодородной земли. 

Старый Кахиб давно заброшен. Первый раз построились рядом, второй раз стали отстраиваться в ХХ веке — в Новый Кахиб — из-за нехватки земли и что воду надо было в гору таскать; переселились на другой берег речки, там было много плодородной земли.


Единственная теплица


Древние памятники здесь действительно необычны и очень интересны. А вот чем живёт Шамильский район сейчас, нам толком узнать не удалось. Несмотря на предварительную договорённость об интервью, глава района уделил нам всего 10 минут, и это для меня очень странно. Информации о районе в интернете почти нет. Когда сюда приезжают руководители республиканского уровня, появляются репортажи пресс-служб, но их, понятное дело, интересуют свои структуры, а не местные жители. Единственное, что нам удалось узнать, что местные жители живут за счёт абрикосов, персиков и животноводства. И на весь район всего одна теплица в Голотле, вот туда мы и поехали.




Сиражудин Магомедов показал нам свою теп­лицу, она небольшая — 450 кв. м, с высохшими стеблями — мы попали, когда один урожай уже собрали, а второй ещё не высадили. Оказалось, что Сиражудин фермер с 22-летним стажем, глава КФХ «Кобони», выпускник ДСХА. Помимо теп­лицы, у него ещё 2 га абрикосовых садов и ферма на 34 коровы. Так что он досконально знает обе основные отрасли Шамильского района. Сиражудин показал кучу почётных грамот председателей правительства РД, глав района, за победу в сельхозсоревнованиях. Получается, представители государства его ценят и поддерживают?

Два года, как я построил теплицу, только на материал потратил 1 миллион 700 тысяч — затраты ещё не окупились. Печку углём отапливаю, газа в районе нет, в год на уголь уходит 60 тысяч рублей. Как окончил сельхоз, у меня была мечта построить теплицу, чтобы был экологически чистый продукт для населения, — я землю только навозом удобряю. Работаем семьёй: я, жена и дочка с зятем. Продаю помидоры зимой оптом по 150–170 рублей, два урожая в год снимаю — по 6–7 тонн. Сейчас появилась какая-то зараза, белокрылка, никак не могу избавиться. Придётся ехать в Махачкалу на консультации. С реализацией тоже бывают проблемы. 

Заниматься фермерством мне нравится. Была заброшенная земля, сделал вручную террасы, посадил деревья — всё в своё удовольствие. Заработать на абрикосах можно, но мало: перекупщики скупают абрикосы по 20–25 рублей, а в Махачкале по 100 рублей продают. Я несколько раз поднимал вопрос в министерстве сельского хозяйства насчёт реализации, но ничего не делают.

За 22 года я не получил от государства ни копейки. И не только я, ни одного настоящего труженика в нашем районе не знаю, кто хоть какую-нибудь помощь получил. Кто получает все эти гранты и субсидии, непонятно. У нас в селе много молодёжи, но здесь работы нет, вот и приходится им уезжать, разрушаются тухумы, семьи».


«Сто школ», одна из них


Школа в Голотле попала в первую республиканскую программу капитального ремонта «Сто школ». Мы решили посмотреть, как она стала выглядеть. Первый взгляд разочаровал — старое одноэтажное здание с белёными стенами. Дети играли перед школой на спортивной площадке на голой земле. Внутри школа выглядит приличнее: гладкие стены, новые двери, блестящая плитка на полу в коридорах, но в классах так и остался старый деревянный пол.




Директор школы Алихан Гаджимагомедов говорит, что даже не сравнить с тем, что было.

Школе 60 лет, и она никогда не ремонтировалась. Мы первые в районе попали в республиканскую программу «100 школ». Вы не представляете, какие тут были страшные стены и двери. Я очень доволен этой программой, крышу поменяли, окна, обшили классы и коридоры гипсокартоном, только фасад остался старый. Помогли и жители села — собрали миллион, за их счёт плитку в коридоре положили и двери вставили, на пол в классах денег не хватило. Спортзала и актового зала у нас никогда не было, столовая приспособленная.




Нужно строить новое помещение, в школе 147 учащихся. 4 класса пришлось перевести во вторую смену. В 1989 году начали строить новую школу, выделили полтора гектара земли, уже пищеблок стоял, но всё развалилось.


*   *   *

Шамильскому району повезло с уникальными историческими памятниками, на которые едут посмотреть туристы со всего мира. Природа тут суровая, зелёных гор и цветущих лугов мало, но в высоченных голых скалах есть своя величественная красота, и растущий поток туристов тому подтверждение. Главное, хорошо, доброжелательно их встретить, никого не разочаровывать, не портить себе репутацию. И, глядишь, благодаря туризму у жителей района появится возможность жить лучше нынешнего.




Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество