» » На сцену, бродяги и ваганты!

На сцену, бродяги и ваганты!

Год театра в Махачкале оказался насыщен событиями: премьеры, гастроли, фестивали, выставки — только успевай следить за афишей. Попасть везде и всюду не успеть, как ни старайся. 

А ведь есть ещё наши регулярные, из года в год проходящие крупные культурные ивенты. Фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи», например, на который по приглашению Даггосфилармонии приез

жают лучшие коллективы и солисты страны, да и зарубежные гости не последней величины. Но главным музыкально-театральным событием лета 2019 года мы назовём всё-таки не «Ассамблеи», которые состоялись уже в 12 раз, и, мы уверены, далее будут проходить ежегодно, радуя дагестанских меломанов. Хотя и Сергей Поспелов (скрипка), и Альберт Жалилов (вокал), и трио Алексея Черемизова, и американская джаз-дива Дениз Кинг были прекрасны, а зрители встречали их овациями и неоднократно вызывали «на бис». 

И всё же… Самыми яркими, громкими (в прямом смысле тоже) и запоминающимися музыкальными событиями уходящего лета стали Дагестанский открытый этно-рок-джаз фестиваль «PROявление-05» и премьера сценической кантаты Карла Орфа «Carmina Burana».


На сцену, бродяги и ваганты!


Так уж вышло, что они состоялись во многом не благодаря, а вопреки — и уже только этим вошли в историю современной дагестанской культуры. И эта музыка (эти очень разные музыки!) оказалась крайне нужна зрителям. Именно сейчас, именно сегодня, в неспокойном 2019, когда любое проявление инаковости — будь то цвет волос или фасон штанов, музыка или фильм — значительной частью общества воспринимается как покушение на их личные скрепы и устои. Когда непонимание и неприятие выплёскиваются со страниц соцсетей в жизнь, а виртуальные угрозы превращаются порой в реальные побои. И все ждут некого обозначения «официальной позиции» — одни, чтобы понять, что именно уже дозволено, другие — что ещё не запрещено, но лучше не рисковать. И дождались.




Показали гостям и даже сами поверили, что мы действительно гостеприимная мультикультурная республика, где живут доброжелательные люди, которые любят и понимают искусство, которое может и должно быть разным. К моменту выхода журнала в печать на той же летней площадке Даггосфилармонии пройдут ещё и Дни индийской культуры — с мастер-классами по йоге, индийским танцам и музыке, будет и показ индийского кино. А главный посыл Болливуда какой? Правильно — зачем ссориться, когда можно петь и танцевать!




Этно-рок-джаз фестиваль «PROявление-05» длился два дня. В первый — «роковый» — «Иное-Иное», «Славные парни», «The cosmic dance», «The High One», «FSBand», «GTown» (Грозный), Ирина Ракитина и группа «Magic band» (Нальчик), «План Б» (Астрахань) в течение   пяти часов исполняли как композиции собственного сочинения, так и кавер-версии хитов всех времён и народов: от цоевского «Последнего героя» до «Сансары» Басты, от «Битлз» до «Нирваны». И если, до того как специальный гость фестиваля калифорниец Алекс Карлин (Alex Carlin) не заиграл «Smells Like Teen Spirit», перед сценой не танцевали только ленивые, то с первыми аккордами бессмертного творения Курта Кобейна сидящих, кажется, не осталось вовсе. Важно: во время слэма никто не пострадал (англ. Slam — это когда зрители на площадке перед сценой бегают по кругу, толкаются и врезаются друг в друга), стейдж-дайвинг (англ. stage diving — прыжок со сцены в расчёте на то, что толпа поймает прыгнувшего и удержит над собой) тоже закончился благополучно. Хотя полицейские не сразу поняли, в чём дело, и слегка занервничали. Но не пытались оттеснить фанатов от сцены и рассадить по местам. И вообще: были вежливы, предупредительны и действительно обеспечивали порядок.




Разумеется, все команды играли живьём. И было интересно наблюдать за тем, как каждая группа настраивала аппаратуру «под себя».

В день второй было больше этно и джаза. И музыкальных шалостей. Тон задал Государственный оркестр народных инструментов Республики Дагестан под управлением народного артиста РД Новруза Шахбазова: музыканты вышли серьёзные, расселись, дирижёр весь такой торжественный, как полагается, при бабочке, раскланялся, взмахнул палочкой и… «Пусть бегут неуклюже…». Зал взорвался от хохота и аплодисментов. Попурри, блестяще исполненное оркестром, состояло из крошечных фрагментов знакомых всем эстрадных, джазовых и рок-н-рольных композиций. Ну, и лезгинка, конечно, ведь в афише было заявлено «этно»!




Джаз-оркестр филармонии и военный оркестр в/ч 6752 подхватили эстафету и тоже вдоволь «похулиганили». Кумузист-виртуоз, солист Даггосфилармонии Башир Багавдинов извлекал из инструмента какие-то невероятные звуки, заставляя его звучать, как целый оркестр, и вызывая у публики приятное недоумение: «А что, так можно?». Да-да, можно! И нужно! Это же так здорово, когда рок-музыка звучит в исполнении оркестра народных инструментов, «лезгинку» выдают медные духовые, а мелодии и языки народов Дагестана вдохновляют рок-музыкантов республики на создание оригинальных авторских композиций. И зрителям нравятся такие эксперименты. Да, молодёжь в зале сходила с ума под «Нирвану», но эта же молодёжь пела вместе с группой «Иное-Иное»: «В горном лесу // Я танцую къиссу…// Даже Койсу танцует къиссу …».




И эта же молодёжь пришла на премьеру сценической кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана» в исполнении хора, оркестра и балета Дагестанского театра оперы и балета и приглашённых солистов.

Полное название кантаты «Carmina Burana: Cantiones profanae cantoribus et choris cantandae comitantibus instrumentis atque imaginibus magicis» — «Песни Бойерна: мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями». Последние имели место быть в виде проецируемых на большие экраны шедевров живописи эпохи Средневековья и Возрождения и фотографий первой половины ХХ века.




Композитор Орф считал кантату лучшим из своих творений и сам написал к ней либретто, которое включает стихи на латинском и средневерхненемецком языке. Это обстоятельство не только придаёт произведению загадочности и романтичности, но и делает  его чрезвычайно сложным как для исполнения, так и для восприятия. Тут самому-самому «sapienti» ничего не «sat» без обширных комментариев и толкований. А круг тем чрезвычайно широк: непостоянство удачи и богатства, быстротечность человеческой жизни, бессмертие (постоянное возрождение) природы, человеческая слабость и склонность к удовлетворению низменных желаний (удовольствие от пьянства, обжорства, азартных игр и плотской любви). Актуально на все времена. Неслучайно «Кармина Бурана» стала одним из самых исполняемых произведений ХХ века, а пролог (он же эпилог) под названием «О, фортуна» знаком самым далёким от академической музыки людям и с первых нот узнаваем ими. Так по фрагменту угадывают «Джоконду» даже те, для кого слова «художник» и «худо» — синонимы.




«Написанная в 1937 году, кантата и сегодня поражает слушателей своей монументальностью и величием. Музыка Орфа — главное действующее лицо представления», — непременно пишут во всех отзывах, и мы не станем спорить, ибо это действительно так. Яркие «магические изображения», быстро меняющиеся хореографические картины задействовали всю балетную труппу театра (хореограф-постановщик — главный балетмейстер театра, заслуженный артист России Муса Оздоев). Прекрасные солисты Елена Лямкина (сопрано, Германия), Юрий Зеленин (баритон, Москва) и Никита Борисов (тенор, Москва) даром своего вокала помогали раскрыть всю красоту и величие этого музыкального шедевра, донести до зрителя тончайшие его нюансы. Главной же была музыка. С первых тактов она буквально обрушилась на зал — как лавина, как цунами, и утащила за собой куда-то в иную реальность. Выплывать, выныривать обратно не хотелось — хотелось, наоборот, погрузиться как можно глубже и не дышать.




Надо отдать должное руководителю проекта (она же — его главный хормейстер), художественному руководителю Дагестанского государственного театра оперы и балета, заслуженному деятелю искусств Дагестана Наталье Макеевой, собравшей замечательную команду профессионалов для этой премьеры.  Режиссёр-постановщик, лауреат всероссийских и международных конкурсов Дмитрий Павлов, поставивший в минувшем сезоне несколько интересных спектаклей в Русском и Кумыкском театрах, здесь ярко проявил себя как режиссёр музыкального театра (скажем так, ибо нет специализации «режиссёр сценического действа»). Репетиции шли в отсутствие солистов, которые прилетели в Махачкалу лишь за несколько дней до премьеры, и в этой ситуации, конечно, большая ответственность легла на дирижёра. Народный артист России, профессор Валерий Хлебников умело «сшил» все детали в единое музыкальное полотно. Не последнюю роль сыграло и мастерство художника по звуку Александра Мохаревского (Ростов-на-Дону), именно благодаря нему все звучали, и всё звучало великолепно, что в наших краях редкость.




Столь масштабный проект удалось реализовать на средства гранта главы Республики Дагестан. Но очень не хотелось бы, чтобы постановка стала разовой. Понятно, что у республики нет средств каждый раз приглашать солистов. Только ведь практически весь коллектив театра — оркестр, хор, артисты балета — столько сил вложили в эту работу. Они, именно они взяли эту планку, покорили эту высоту! Они поверили в себя, а мы, зрители, — в них. Поэтому кантату необходимо исполнять. Может быть, не полностью, в концертных программах, когда нет возможности — без балета и/или проектора, но исполнять. Эта музыка должна звучать в Махачкале, в Дагестане (ах, как бы смотрелось представление на крепости в Дербенте!), наши артисты и слушатели этого достойны.




И рок-фестиваль должен быть. Потому что даже серьёзным музыкантам тоже иногда полезно «похулиганить», отвлечься. А альтернативным командам, особенно молодым, которые сейчас загнаны в полуподполье и играют в лучшем случае квартирники, нужно выступать на большой сцене, перед большой аудиторией, чтобы свет, звук, фейерверк, слэм и вот это вот всё. Чтобы мультикультурализм и полиэтничность воплощались в мультижанровости и прочем разнообразии. И будет нам тогда внутренний драйв и мотивация. Ну и положительный имидж плюс высокая туристическая привлекательность региона бонусом.

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество