Журнал «Дагестан» » Нас касается » На могиле «Последнего великого завоевателя Востока»

На могиле «Последнего великого завоевателя Востока»


Надир-шах, рожденный в 1688 г. в семье скорняка из полукочевого туркменского племени Афшарстал правителем огромной империи, которая включала в себя весь современный Иран, части Индии, Центральной Азии и Кавказа. Он очень быстро заработал репутацию великолепного полководца, в то же время и жесточайшего тирана. Десятилетие его правления (1736-47 гг.) было отмечено как блестящими военными победами, так и чудовищными зверствами и кровавым гнетом, погрузившими его государство в хаос. 

Против сумасбродного деспота восставали не только ближайшие соратники, например, Мухаммад-Таки-хан Ширази (Причиной восстания Мухаммад-Таки-хана Ширази исследователи считают падение авторитета Надир-шаха вследствие унизительного поражения в Дагестане), но и племянник, сын его любимого брата Ибрахим-хана – Али-кули (Ибрахим-хан был убит цорскими аварцами в 1738 г.).

И убит Надир-шах был ближайшими приближенными: офицеры его стражи из племен афшаров и каджаров устроили заговор, в кульминации которого, нанесли сабельные удары по спящему шаху. Это произошло в Кучане (север Хорасана) в июне 1747 г. 

Есть предположение, что в заговоре против Надир-шаха не обошлось без интриг  европейцев, которые, во-первых, вели борьбу за Индию, на которую претендовал Надир шах, во-вторых, боялись единства шиитов и суннитов (поскольку шах к этому стремиля), ибо объединение угрожало бы планам европейцев на Востоке.

Надир-шах был похоронен в «Шахском Чахарбаге» – саду в центре столицы его обширного государства – Мешхеда, который сейчас является не только вторым по величине городом в Иране, но и одной из главных святынь для шиитов мира. Место захоронения было указано им заранее, им же еще при жизни в 1732 г. на этом месте был возведен мавзолей из кирпича. В период политических неурядиц, последовавших за смертью шаха, строение было разрушено.


    Когда Хорасаном управлял Ахмад Кавам (иранский политический и государственныйдеятель, который в 1918-1921 г. был губернатором Хоросана, премьер-министром Ирана), на могиле Надир-шаха было построено еще одно строение, которое также простояло недолго. 

В середине 50-х гг. XX в. было решено соорудить на месте захоронения Надира музейно-парковый комплекс, соответствующий величию шаха и месту героя в истории Ирана. Архитектором выступил известный иранский специалист Хушанг Сайхун. Он поместил музей прямо над могилой «последнего великого завоевателя Востока». Рядом с музеем, на вершине огромного камня, установлена величественная бронзовая статуя, изображающая Надир-шаха верхом на лошади в сопровождении идущих в атаку пеших воинов. Статуя, спроектированная мастером Абдолом Хоссейном Седиги, была отлита на фабрике Брони в Италии (фото 1).


На могиле «Последнего великого завоевателя Востока»

Открытие состоялось в апреле 1963 г., и с тех пор музейно-парковый комплекс является достопримечательностью Мешхеда. 

Центральное место в нем занимает могила Надир-шаха, покрытая гранитной плитой с надписями: 

на самом ее верху цитата из Корана: «Он тот, кто живет вечно и не умирает…»

далее текст на персидском языке: «Усыпальница могущественного Шахрияра (герой эпоса, богатырь) Надир-шаха Афшара»

и внизу дата смерти: 1747 г. (фото 2).






Сам музей небольшой. Он состоит из двух экспозиционных залов и служебных помещений. 

На стенах главного зала музея размещены стенды с информацией на персидском и английском языках. 

Посетители могут получить краткие сведения об иранской историографии афшаридского периода, афшаридских монетах, вооружении его армии. Т.е. о том, что представлено в музее. 

Некоторые сведения весьма примечательны. Например, Надир-шах, будучи суннитом по рождению, удалил с персидских монет шиитскую часть шахады  «ва Али валийуллах» и имена двенадцати шиитских имамов. 

Там же указано: «Монетные дворы в Афшаридский период имелись во многих городах Ирана, но наиболее важные из них были размещены в: Ахмадабаде, Горгане (Астарабад), Исфахане, Ереване, Бухаре, Пешаваре, Хое, Тебризе, Тбилиси, Дагестане, Дели, Старом Дели (Шах-Джахан-Абад), Ширазе, Казвине, Кандагаре, Кабуле, Кермане, Гяндже, Лахоре, Мазандаране, Мараге, Мешхеде, Мултане, Нахичеване и Герате».

Интересна информация об армии шаха Надира:

«Иранская армия в период Надир-шаха состояла из четырех родов войск: кавалерии, пехоты, артиллерии и инженерных подразделений.

Кавалерия, из-за стремления шаха к скорости и неожиданности ударов по врагам, была самой важной частью его армии. Он уделял огромное внимание обучению своей конницы, в том числе правильному уходу за лошадьми. Кавалерия разделялась на две группы. Первая группа была шахской кавалерией, формировавшейся из отважных молодых воинов и сыновей племенных лидеров племен афшаров, джалаиров, каджаров, бахтияров и шахсевенов. Они имели превосходных лошадей и оружие, были гвардией шаха и выполняли самые сложные миссии. Вторая группа –хорасанская армия, которую формировали из молодых афганских, туркменских, белуджских, узбекских и восточно-курдских воинов. Их Надир-шах использовал в своих быстрых и шокирующих атаках на врагов. Эта группа ближе к концу жизни Надира постепенно становилась его опорой. 

Пехота была еще одной важной частью армии Надира. Она поначалу не отличалась от той, что была при сефевидах. Но после того как Надир столкнулся с войсками Османской империи, в целях увеличения эффективности и силы армии, он разделил пехоту на три отдельные группы: тяжелую пехоту; легкую пехоту; пехоту, оснащенную устаревшим и холодным оружием. 

Надир-шах очень ценил артиллерию  и использовал европейских офицеров для ее обучения. В его армии в основном применялись два вида пушек: тяжелые орудия с длинными и крупными стволами для сражений на равнине; легкие пушки для внезапных нападений. Еще один вид пушки– замбурак – был маленького калибра и устанавливали его на верблюдах.

Надир-шах использовал знания европейских офицеров не только в артиллерии, но и в инженерии. Инженерные подразделения строили понтонные мосты на реках, обустраивали пути при переходах войск,  разрушали укрепления противников. 

Основу армии Надира составляли воины из племен Ирана,  но в ней присутствовали и иноземцы – индийцы, узбеки, грузины, армяне, туркмены и др. Эти группы присоединялись к Надиру в результате его победоносных экспедиций, включались в состав его сил,  поскольку шах полагал, что армия служит для его державы объединительным фактором. 

Подобно армии сефевидского периода, воины были разделены на десятки во главе с «дах баши», сотни во главе с «баши», тысячи во главе с «мин баши». Самые крупные подразделения состояли из десяти тысяч воинов, во главе которых были «великие ханы» или «он мин баши».

Основными видами вооружений, использовавшимися в этот период были: огнестрельное оружие – пушки, минометы, замбураки, дульнозарядные ружья и пистолеты, а также джазаиры (что-то среднее между ружьем и пушкой); холодное оружие – топоры, булавы, сабли, копья, кинжалы и луки».


В числе экспонатов музея  находятся:

  1. Рукописные списки сочинений «Доррейе Надере» и «Тарихе джахангошайе Надере» Мирзы Махди-хана Астарабади (секретарь и летописец правителя), который написал несколько книг о его жизни и деятельности.
  2. Сабля с костяной рукоятью, подаренная Надиру иранцами при коронации в Муганской равнине. (фото 3).



  1. Доспехи шахского воина – кольчуга, шлем, щит, а также седло, головной убор и обувь. (фото 4).



  1. Множество оригинальных образцов холодного и огнестрельного оружия, в том числе пушек. (фото 5,6,7,8).









В другом зале расположены информационные стенды о Келат-е Надери – крепости, строившейся шахом в последние годы перед смертью в труднодоступном месте, где он предполагал хранить сокровища вывезенные из Индии. (фото 9).


Не удостаиваемый почестями нынешними властями Надир-шах (впрочем, как и все правители царствовавших в Иране династий) был и остается до сих пор противоречивой фигурой в иранской памяти. Наиболее ярко данное явление еще в начале XIX  в. охарактеризовал сэр Джон Малькольм (британский генерал-майор, государственный деятель, историк):  

«(Иранцы) характеризуют Надир-шаха как освободителя и разрушителя. Они одновременно горды его славными деяниями и полны чувства сожаления относительно зверств, которыми были омрачены последние годы его царствования.

Ни его преступления, ни его попытки уничтожить их религию (шиизм), не стерли из памяти чувство почитания героя, который возродил в груди его деградировавших земляков ощущение своей прежней славы, и, кто восстановил независимость Персии».[1] 


[1] John Malcolm. Sketches of Persia. London, 1827



Мусаева Майсарат Камиловна,

ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, к.и.н.  

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество