Журнал «Дагестан» » Общество » Хасавюрт: рынки, старина и «итальянская» роскошь

Хасавюрт: рынки, старина и «итальянская» роскошь

Хасавюрт: рынки, старина и «итальянская» роскошь

 

Этот старинный город, основанный ещё в XIX веке, с самого начала был торговым. 30 лет назад именно Хасавюрт превратился в рыночную столицу всего Северного Кавказа, остаётся ею и сейчас. 

У этого есть свои плюсы. Во-первых, в 90-е, когда дагестанцы помимо развала Советского Союза оказались ещё и в транспортной блокаде из-за войны в Чечне, эти рынки обеспечили их изобилием дешёвых продуктов и любых товаров. Во-вторых, сотни тысяч дагестанцев получили в самое тяжёлое время работу, завели бизнес — маленький, но свой. 

Такими же явными были и минусы — внешне город превратился в сплошной базар. Из провинциального уютного зелёного города с досоветской и советской архитектурой, классическими парками и аллеями он переродился в монстра хаотичной застройки: каждый клочок земли, аллеи, фабрики, заводы заняли торговцы со своим товаром. 

Но несколько лет назад Хасавюрт стал меняться.



 


Под сенью аллей

 

Единственная в городе площадь с памятником революционеру Зайналабиду Батырмурзаеву долгое время была запущенной, обросшей много­образными ларьками. В прошлом году её очистили, отремонтировали, уложили цветную плитку, разбили газоны, осветили. И площадь стала одним из излюбленных мест вечерних прогулок. Стали хорошо видны недавно отреставрированные старинные дома, стоящие рядом.


Хасавюрт: рынки, старина и «итальянская» роскошь

Красивое двухэтажное здание с характерными карнизами и фризами построил купец Даутов в 1902 году. Дом является объектом историко-культурного значения и находится под государственной охраной. Охраняется и первый кинотеатр Хасавюрта «Спартак», возведённый в 1900 году. Сейчас в этом здании Дворец культуры. Подобных строений в центре города немало, администрация решила не отдавать их в частные руки. Хотя по закону объекты культурно-исторического значения не может разрушить даже собственник, всё же проконтролировать в нашей стране частника сложнее — слишком велик соблазн воткнуть очередную многоэтажку. Поэтому все исторические здания принадлежат муниципалитету: в старых особняках уже размещаются Дворец культуры, музей, педучилище.




Для того чтобы сохранить единый рисунок, аллеи в центре города решили реконструировать в стиле начала ХХ века. За последний год восстановлены бульвары на улицах Грозненская, Датуева, Магидова. И в Хасавюрте начал восстанавливаться подзабытый городской уклад — по обновленным паркам и аллеям с романтичными фонарями и скамейками стали прогуливаться вечерами горожане и приезжие.

 

Постель по-итальянски

 

Те, кто покупал постельные принадлежности на дагестанских рынках и в магазинах, обязательно заметили бельё, одеяла, подушки марки с красивым названием «LaVantelle». У меня у самой такое одеяло уже несколько лет. Чьё оно, непонятно — красивое, качественное, но, судя по цене, явно неитальянского производства. Тайна раскрылась в Хасавюрте, который и оказался родиной изделий с итальянским названием.



…Пятиэтажное новое здание пока полностью не завершено — идёт внешняя отделка, по двору разбросаны стройматериалы, кучи песка и цемент. Но в цехах на всех этажах шумят станки, ряд швейных машинок самостоятельно вышивает на покрывалах симпатичных верблюдов. Остальные машинки не так самостоятельны — женщины за ними шьют разноцветные пледы, атласные одеяла, подушки. Мужчины, как всегда, руководят.




Гульжанат Адельбиева своей работой довольна: «Я здесь работаю три года, в месяц зарабатываю 25–30 тысяч, в зависимости от того, сколько заказов. Много желающих устроиться, все меня просят сказать, когда будет место».

Покупатели сами приходят за товаром: буквально на днях открылся огромный склад, где выставлены образцы. Вещи красивые и качественные, при этом современно упакованы — есть и прозрачные упаковки на молниях, многие вещи уложены в нарядные чемоданы из картона, которые будут достойно смотреться и как подарок, и в приданом. Понятно, в очереди стоят мелкие продавцы, крупные торговцы и партии заказывают соответствующие — сейчас на фабрике спешно шьют на заказ тысячу розовых атласных одеял.

Фабрику «Лавантель» 15 лет назад создал Ислам Гасаналиев вместе со своим братом, у брата — такая же в Махачкале. Заместитель директора Шамсудин Алиев рассчитывает, что объёмы производства будут расти:

«15 лет назад Гасаналиев арендовал один станок. И вот как уже выросло производство: сейчас у нас работают 55 человек. Закупили новые машинки на 20 миллионов, оборудование итальянское, покупаем в Москве. Хотим довести число работников до 100 человек. Основной покупатель — рынок, но мы и в интернет-магазинах  продаём, в том числе и в самых крупных в России — Wildberries и Ozon. Самый большой спрос на одеяла. Одно время их поставляли в Армению, Казахстан, но потом наши таможенники создали нам проблемы. Ни разу государство нам не помогло, сейчас обещают дать субсидии на 10 миллионов за оборудование, если выиграем конкурс. 




Швейное производство всегда было выгодным. Мы можем расширяться, если будут заказы — нам обещали министерства образования и здравоохранения. Раньше мы с ними работали, сейчас же очень трудно в гостендеры втиснуться. Вот в Махачкале главврача первой больницы взяли ведь как раз за махинации на тендерах. Мы можем довести объёмы продукции до 150 миллионов рублей, если будут госзаказы». 

Лет 30 назад в Хасавюрте было 11 фабрик и заводов, все они сейчас закрыты. «Лавантель» — единственная фабрика в городе. На базе этой фабрики в Хасавюрте планируется создать индустриальный швейный парк с привлечением всех швейников региона.

 

Рынки,  рынки…

 

Конечно, торговля кормит Хасавюрт. За товаром сюда съезжаются не только жители Дагестана, но и со всего Северного Кавказа. С самого его основания в 1846 году именно торговля была основным занятием местных жителей. После распада Советского Союза торговать в городе стали всюду — на улицах, площадях, газонах, на бывших фабриках и заводах. Покупка «контейнера» была заветной мечтой и гарантией благополучия почти всех хасавюртовцев. При этом в официальных отчётах в городе фигурировал всего один рынок, и налоги с торговли собирались мизерные. Но эти времена уходят в прошлое, на смену рынкам приходят торговые центры, где гораздо легче, удобнее и приятнее совершать покупки. Площади и аллеи очистили от любой торговли, да и люди обеднели, стали меньше тратить. Большую роль сыграла и легализация экономики. Много рынков закрылось, остальные скукожились и получили статус торговых баз.




Официально в городе работает только один рынок — Центральный. Он не похож на прежние грязные базарчики, здесь просторные чистые павильоны, современные магазины, но покупателей не много. Мурадхан Ибрагимов — директор, работает здесь 33 года:




«До развала Советского Союза здесь был продуктовый рынок, потом начали продавать и одежду. Сейчас идёт отток покупателей: на прошлой неделе закрылись два магазина, где-то 50 процентов продавцов осталось. Покупательная способность очень сильно упала. Арендная плата у нас невысокая, на уровне 1997 года — вот магазин 40 квадратов 3 тысячи в месяц, а налоги требуют. И кругом много стихийных рынков, мы обращаемся в полицию, администрацию города, чтобы закрыли незаконные рынки. К нам нет подъезда, нет подхода. Мясо нормально не завезёшь — много справок требуют. Может, требуют правильно, но ведь больше ни с кого, кроме нас, не требуют, потому что только у нас во всём городе статус рынка». 

Женнет торгует на рынке рыбой уже 10 лет:

«Копейки зарабатываем, но другой работы нет, а кушать-то надо. Люди стали меньше покупать продуктов, денег нет, берут в основном путассу, минтай. Лосося и сёмгу в основном рестораны берут или суши-бары». 




Женнет помогает сын, Исламу 23 года:

«Не знаю, как жизнь сложится дальше, но на рынке на хлеб с маслом хватает. Всё остальное в Хасавюрте —   по знакомству».




Её сосед Курбан тоже замечает, что дешёвые продукты уходят быстрее:

«Покупают в основном хек, скумбрию, минтай, сёмга хуже уходит, но есть клиенты, которые за ней постоянно приезжают. У меня ИП, в квартал плачу налоги 9500 рублей. Мне так намного легче, потому что я знаю, что будут больничные, пенсионный стаж, выручка 20–25 тысяч в месяц. Хотел бы свой магазинчик, но нужны вложения 2–3 миллиона, а где их взять?»

 

А детей всё больше

 

Самая новая, двадцатая по счёту школа построена в микрорайоне «Юбилейный». Большая и светлая, она рассчитана на 1000 учащихся, но за три года уже стала тесной. В школе тихо — идут уроки (коронавирус ещё не отменил занятий. —  Ред.). У входа оживлённо разговаривает группа молоденьких учительниц. Для большинства это первая работа в их жизни, и им здесь очень нравится.




Узайри Корголиев, преподаватель института, был назначен директором школы № 19 сразу после завершения стройки:

«Микрорайон «Юбилейный» быстро растёт, поэтому поначалу было 800 учеников, в этом году их уже 1435, пришлось 5 классов перевести во вторую смену, в следующем году ожидаем ещё больше. Это первая школа в микрорайоне, раньше дети ездили в другие. Сейчас родители и дети очень довольны, потому что всё есть: актовый и спортивный залы, бесплатное горячее питание для начальной школы. 




У нас учатся только до 9 класса. В прошлом году были выпущены 72 девятиклассника, из них только четверо захотели продолжить учёбу, но понятно, что для такого количества открыть класс невозможно. Они говорят, что боятся ЕГЭ, а в колледжи и без ЕГЭ поступают. Наберётся хотя бы 15 желающих продолжить учёбу, откроем класс». 

Самая плохая школа Хасавюрта тоже кардинально отличается от плохих школ в районах, где это просто старые сараи или сборно-щитовые здания. Школа № 14 в посёлке «Заречка» — типовое кирпичное здание, построенное в 1967, но из-за строительного брака по стене пошла трещина, которая только растёт и в длину и в ширину, через неё уже видно небо. Понятно, что учиться в такой школе крайне опасно, и сейчас основное здание закрыто.




Директор Хамзат Ибрагимов все эти годы пробует добиться, чтобы дети учились в безопасных помещениях:




«В 2003 — школу признали аварийной. В 2007 — по республиканской программе сделали сейсмоусиление левого крыла, потом программа закрылась, и центральную часть сделать не успели. По решению Роспотребнадзора этот корпус полностью закрыт. Это единственная школа в посёлке, у нас 7 первых классов, 1318 детей ютятся в одном крыле, занимаемся в три смены. Если бы вовремя сделали ремонт, могли бы спасти здание, но сейчас трещины насквозь, поэтому его только под снос».

 

Будущие певицы

 

Центр традиционной культуры Хасавюрта встречает нас лезгинкой. Совсем маленькие дети зажигательно танцуют под строгим контролем руководителя. Это младшая группа детско-юношеского ансамбля «Хасавюрт». Ансамблю всего 15 лет, но он уже стал победителем нескольких международных фестивалей и конкурсов, успешно гастролировал в Испании, Франции, Италии. Создали ансамбль бывшие солисты знаменитого ансамбля «Молодость Дагестана» Мадина Ахмедова и Залимхан Гамзатов. Многие маленькие хасавюртовцы мечтают танцевать в этом ансамбле. Малышей в фойе ждут их мамы, говорят, что дети с радостью бегают на занятия.






Дочке Аси Шангириевой всего 6 лет, но у мамы грандиозные планы: «Мне и дочке очень нравится это место — здесь красиво. Учителя — Бакира Булатовича — дочка очень полюбила; я хочу, чтобы она на сцене танцевала».




У Саихат Арсланалиевой три сына, и все они предпочли популярному в городе спорту культурное хобби:

«Я трёх мальчиков сюда вожу — 6, 9 и 11 лет, они очень любят танцевать дома, и их одноклассники посоветовали ходить сюда. Сначала одного сына привела, потом его братья тоже захотели, они все уже в ансамбле. Им нравится».




Идея организовать ансамбль возникла 15 лет назад у Мадины Ахмедовой, художественного руководителя «Молодости Дагестана». Уроженка Хасавюрта, став солисткой знаменитого ансамбля, захотела, чтобы такой же был и на её малой родине. Сейчас Ахмедова — заместитель директора Центра.

«У нас очень много хореографических студий. Молодёжный хореографический ансамбль «Хасавюрт» объездил много стран, лауреат международных фестивалей. Есть ещё народный ансамбль «Планета детства», вокальный ансамбль для взрослых, кружок прикладного искусства. В Центре традиционной культуры занимаются 500 детей в возрасте с 4 до 15 лет. Мы принимаем всех: это потом у многих детей раскрывается желание выступать, а кому-то надоедает. Наша основная задача — привить детям любовь к нашему искусству, традициям, фольклору, вовлечь как можно больше молодёжи».




Дворец культуры «Спартак» расположен в одном из самых старых зданий города — кинотеатре «Спартак», построенном в 1900 году; внутри здания постарались сохранить старинный интерьер, хотя детей здесь приобщают и к современной культуре. В маленькой студии девочки записывают фонограмму, готовятся к очередному выступлению. Это работает вокальная студия «Хрустальные звёздочки». Хадиже Адиковой 11 лет:

«Я два года хожу сюда, мечтаю стать певицей. Моя любимая песня «Showgirls» группы «OpenKids».

12-летняя Шуана Ибрагимова не планирует стать профессиональной певицей:

«Мне нравится петь, это меня вдохновляет, я сама решила сюда ходить. Мне больше нравится петь русские народные песни, любимая «Ой, вставала я ранёшенько».




В «Спартаке» 12 студий и кружков. На тренировке студии современного танца «Mixdance» юноши и девушки студенческого возраста. Атай Алиев руководит театральной студией «Браво»:

«Детские студии у нас самые большие, они и участвуют везде. Самое популярное во дворце культуры — национальные танцы.

Наши дети талантливые, они могли бы очень хорошо развиваться. Но почему-то до 12 лет у нас детей развивают, а потом они все куда-то пропадают. Для детей это развитие — творческое, музыкальное».

 

Новые сети в старом городе

 

Зайнудин Окмазов был избран главой Хасавюрта в 2015 году. Когда-то работал в комсомоле, перед развалом Советского Союза был завсектором обкома ВЛКСМ, затем руководил частными бизнес-структурами, был депутатом Народного Собрания РД. Поэтому хорошо знал, что нужно делать главе города:




«За пять лет мы много построили, закончили “незавершёнки”. Построили 19-ю школу, за счёт сэкономленных средств сдали три детсада. По программе «150 школ» капитально отремонтировали 10 школ из 20. Осталось 5 аварийных школ и столько же отремонтировать, и получится, что мы во всех школах провели капремонт.

Но рождаемость увеличилась, население Хасавюрта за 5 лет выросло со 139 до 145 тысяч. Из них 22 тысячи школьников, 17 тысяч — дошкольники. В некоторых школах уже трёхсменка, для односменного режима нужно ещё 10 школ по тысяче мест. Охват детсадами всего 20 %, нужно 10 садиков по 150 мест. Строительство идёт постоянно, в этом году начнём строить гимназию № 1. Планируем полностью снести 14-ю школу, и строить новое здание. В этом году спорткомплекс закончили, строим ещё один спорткомплекс — в Заречке.

Наше городское образование уже несколько лет подряд признаётся лучшим. При этом мы в такой ситуации, когда у нас в городе нет участка для строительства детсадов, на 120 мест нужно по нормативам 85 соток. Пришлось строить их на территории школ. Хорошо, что есть посёлки, джамааты которых бесплатно предоставляют территории для школ и садов.

По спорту первое место получили, почти каждый год чемпионами мира становятся борцы нашего города. У нас развитая спортивная инфраструктура, охват физкультурой и спортом 46 %. 

Все эти годы участвуем в программе «Комфортная городская среда». Город с претворением этой программы преобразился: отреставрировали площадь имени Батырмурзаева, отремонтировали подземный переход, разбили аллеи по улицам Грозненская, Датуева, Магидова, благоустроили 12 домовых территорий. В прошлом году обустроили 16 дорог, в этом планируем ещё 12. По этой же программе будем благоустраивать Парк Ялова, 3 парковых участка и, если деньги останутся, продолжим разбивать аллеи.

Самым главным я считаю, что мы смогли пробить проект реконструкции водоснабжения города. Туда входит замена всей инженерной коммуникации, реконструкция водозабора Акташ — это 7 заиленных озёр, там будут современные очистные станции. Протянут водовод от Сулака. Когда станцию запустят в эксплуатацию, можно будет воду из Акташа пускать. Есть у нас ещё Бешбулак с артезианской водой, нам выделили деньги на подготовку проекта модернизации. Все проекты готовы, проходят госэкспертизу. Как только закончат экспертизу, откроют финансирование. Без замены этих инженерных коммуникаций нет смысла что-то делать, они изношены на 80 %.

Начали готовить проект подготовки очистных и канализационных сооружений: их начинали строить, но с 2013 они законсервированы.

Почти всё строительство мы ведём по федеральным и республиканским программам, но мы почти вдвое увеличили и доходы города. Собственные налоги городского бюджета выросли с 205 миллионов в 2015 году до 390 миллионов в 2019 — в основном за счёт земельного налога: мы актуализировали более 5 тысяч земельных участков. У нас НДФЛ 25 % бюджета, у других муниципалитетов 50–60 %, а это самый лёгкий налог. 

Город развивается: за последние годы построено 200 многоквартирных домов. Собираемся запустить инвестиционный проект, разработанный Минпромом — зональный центр для изготовления изделий лёгкой промышленности. 

Основа развития города — это торговля, предпринимательство. Здесь всегда были огромные рынки, у местных жителей торговля в крови, и расположение города очень удобное для этого — всем легко сюда доехать. В Хасавюрте нет свободной территории для строительства торговых комплексов. На рынках участки распроданы, они стоят на налоговом учёте. Но сейчас в городе строятся большие супермаркеты. Если они будут всюду в шаговой доступности, рынки уменьшатся. 

В первую очередь нужно, чтобы каждый бизнес встал на налоговый учёт, те же предприниматели уже занимаются и благоустройством. Каждую неделю мы анализируем, кого поставили на учёт, и дальше  работаем с налоговиками и полицией. У должников будем отключать электричество, газ, воду.

Я не вижу другого пути развития Хасавюрта: очень многие европейские города развиваются на основе торговли. Люди сами говорят — город стал более европейский, и намного чище. Сейчас собираемся свалку перенести за город и там построим мусороперерабатывающий завод, постепенно внедрим раздельный сбор бытовых отходов.




Владимир Васильев — первый глава Дагестана, который взялся за решение почти всех проблем, которые я озвучил: садики, школы, дороги. Дошёл черёд и до строительства объездной дороги, в этом году её начнут. Васильев внимательнее слушает людей, старается помочь. До этого же было такое негласное правило: Хасавюрту денег не давать, они и так богатые — там много рынков. Но и требований у главы к руководителям тоже много — прежде всего исполнение своих прямых обязанностей, для того чтобы горожане жили комфортно».

 

Хасавюрт, второй по величине город Дагестана, всегда оказывался в гуще экономических, политических, мировоззренческих событий. Город постоянно менялся, менялись люди, национальный состав, архитектура, экономика. Он всегда умел хорошо приспосабливаться к запросам времени. Сейчас город вписывается в XXI век — благоустраивается, становится чище, обретая новое, «городское» лицо. 

 

Фотографии 

Руслана Алибекова

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество