Журнал «Дагестан» » Важное » …На фоне стальных кораблей

…На фоне стальных кораблей

Пожалуй, ни один визит федерального чиновника в Дагестан не обсуждался так активно, как двухдневная командировка первого замминистра экономического развития РФ Михаила Бабича. Причин этому достаточно много. 
Во-первых, во время коронавирусного карантина в регионы выезжали лишь бригады медиков и представители Минобороны, и серьёзных московских гостей дагестанцы не видели уже несколько месяцев. Во-вторых, на фоне развернувшейся в СМИ и соцсетях дискуссии по поводу гипотетической отставки Васильева Бабич неожиданно начал рассматриваться как возможный преемник нынешнего главы. Возможно, потому, что длительные командировки на Северный Кавказ в его биографии уже были — в 2002–2003 годах он возглавлял правительство Чеченской Республики. 
В-третьих, после ликвидации Министерства по делам Северного Кавказа его функции перешли к МЭР, и это министерство теперь будет главным регулятором финансовой политики в регионе. Ну и, наконец, в-четвёртых, два месяца назад Михаил Бабич избран председателем обновленного Совета директоров компании «Курорты Северного Кавказа», и именно он будет решать, какие направления деятельности этой компании будут приоритетными.
Список этот можно продолжать и дальше, но особого смысла в этом нет. Поскольку последних двух пунктов вполне хватает для того, чтобы превратить визит Бабича в Дагестан в достаточно значимое событие.



Очевидно, что, получив от Минкавказа не самое простое наследство, МЭР должно было предметно разобраться с ним: оценить состояние реального сектора экономики в северокавказских республиках, выявить возможные точки роста, отследить самые «больные» проблемы. А поскольку Бабич, как известно, считать умеет очень хорошо (достаточно вспомнить его работу Чрезвычайным и Полномочным послом России в Беларуси), на роль оценщика активов он подходит идеально. И именно эту задачу он выполнял в ходе своего визита к нам. Редакция журнала «Дагестан» посчитала, что будет интересным проанализировать работу Бабича в республике, чтобы попытаться понять, что именно Москва считает приоритетным для Дагестана, и по каким направлениям финансирование  будет осуществляться в первую очередь.


                                                           Броня крепка…

Задолго до приезда Бабича было понятно, что главным инвестиционным проектом в Дагестане на долгие годы станет передислокация Каспийской флотилии. Именно сюда будут регулярно закачиваться самые серьёзные деньги, а развитие Каспийска будет напрямую зависеть от перспективных планов Минобороны. Поэтому никого не удивило заявление Бабича на совещании в Каспийске о том, что федеральный центр готов оказать дополнительную помощь Дагестану.
«Мы с вами посмотрели, — сказал, в частности, он, — как идёт строительство комфортного жилья для военных, развитой социальной инфраструктуры. Возведён новый и современный госпиталь, который Минобороны передало системе здравоохранения Дагестана. Кроме того, главное военно-строительное управление Минобороны РФ, по поручению Президента РФ, занимается 
строительством 74 социальных объектов на всей территории республики стоимостью 13 млрд рублей. В этой связи хочу ещё раз выразить благодарность Министерству обороны РФ. По Каспийску же у нас есть отдельно поручение главы государства и правительства — обеспечить синхронизированное строительство социальной сферы, это будет сделано как в интересах военнослужащих, так и гражданского населения — школы, детские сады и т. д. Если есть проблемы, то мы их учтём при планировании бюджетного цикла, чтобы в полном объёме обеспечить выполнение этих задач», — пообещал Михаил Бабич.


…На фоне стальных кораблей 

К слову, на совещании в Каспийске впервые было озвучено количество военных, которые переберутся в Дагестан после завершения строительства всех инфраструктурных объектов. Об этом обмолвился министр строительства и ЖКХ РД Малик Баглиев, говоря о проблемах, которые придётся решать для того, чтобы город мог нормально функционировать на фоне резкого увеличения нагрузки на все коммунальные сети и объекты соцкультбыта. В частности, он сообщил, что «сейчас население Каспийска превышает 100 тысяч, ещё порядка 40 тысяч прибавится после передислокации Каспийской флотилии».
Глава Дагестана отметил, что эта тема находится на постоянном контроле республиканского парламента. Задача, поставленная президентом страны — сделать всё возможное, чтобы перевод флотилии не только не ухудшил, а улучшил социальную, коммунальную инфраструктуру и всего, что касается жизни людей, как военных, так и местного населения. «Благодаря этому решению мы в сжатые сроки строим школы, детские сады и даже ясли, чего раньше не строили», — подчеркнул Владимир Васильев. 
Порадовало, что на совещании в Каспийске вспомнили об одном из долгостроев, о котором не раз и не два писал журнал. Речь идёт о строительстве водовода Махачкала – Каспийск – Избербаш, без ввода в эксплуатацию которого обеспечить Каспийск нормальной питьевой водой попросту нереально. С учётом нынешнего внимания федерального центра к инфраструктурным проблемам Каспийска, имеется большая вероятность того, что этот проект, наконец, будет реализован. К слову, если водовод будут строить с учётом интересов не только каспийчан и избербашцев, появляется надежда на то, что и в Ленинский район Махачкалы, наконец, придёт качественная миатлинская вода вместо канализационных стоков Хушетского водохранилища.

                                                               Дела портовые

Показательно, что на совещании в Каспийске ни словом не упомянули проект, который в последние годы активно пиарили как на федеральном, так и на республиканском уровне. Речь идёт о строительстве глубоководного порта рядом с Каспийском, неподалеку от завода «Дагдизель». Между тем передислокация Каспийской флотилии задаёт новые стандарты логистики в республике. И если бы проект по строительству нового порта в Дагестане был бы по-прежнему актуален, о нём бы обязательно сказали. Не случайно же в ходе визита в Дагестан Бабич посетил два важнейших логистических узла Дагестана — аэропорт Уйташ, где обсуждались возможности строительства второй современной взлётно-посадочной полосы и Махачкалинский морской торговый порт (ММТП).




Сообщения о совещании с участием Бабича, состоявшемся в ММТП, также подтверждают предположение о том, что проект по строительству нового глубоководного порта в Дагестане сегодня неактуален. В противном случае государство не стало бы вкладывать весьма существенные средства в реконструкцию старого порта, площадь которого за последние 7 лет увеличилась на 11 га и, судя по заявлению Васильева, это вовсе не предел. В ближайших планах портовиков — увеличение площади порта ещё на 5 га, а также проведение масштабных дноуглубительных работ.
Надо отметить, что Владимир Васильев грамотно использовал свой административный ресурс для помощи ММТП, который на момент его назначения переживал не лучшие времена из-за конфликта с Транснефтью и резкого ограничения объёмов перевалки нефтепродуктов. Под личные гарантии Васильева в ММТП вновь пришла казахская и туркменская нефть. Её перевалка в 2019 году достигла 4,2 млн тонн. В планах — увеличить эти объёмы в полтора раза. По мнению генерального директора предприятия Мурада Хидирова, комплекс мероприятий по увеличению мощностей переработки, пропускной способности порта, а также масштабная работа по углублению судоходных каналов позволят предприятию увеличить перевалку минимум на 2 млн тонн.




В ходе совещания в порту вновь заговорили о строительстве пятикилометрового участка дороги с прямым выходом на федеральную трассу Р-215 Астрахань–Махачкала. И хотя Бабич своей позиции не обозначил, есть на­дежды, что эта дорога рано или поздно построена будет. И не только для разгрузки ситуации с доставкой зерна к причалам. Дело в том, что без этой дороги  сильно осложнён подвоз грузов к военным судам, которые, вопреки первоначальным заявлениям военных, покидать свой сектор ММТП не собираются. Эти предположения подтверждаются следующим заявлением Васильева на совещании: «Если будут проведены дноуглубительные работы, то будет создана боевая гавань и рыбный порт». 
И ещё один вывод напрашивается в ходе анализа совещания в ММТП. На фоне активной модернизации порта очевидно, что в ближайшее время вопрос о его приватизации будет отложен (в прогнозном плане по продаже 100 % акций предприятия обозначены сроки 2020–2023 годы). Практика показывает, что будущие инвесторы в таких случаях выжидают, пока государство вложится в объект по максимуму, и лишь после этого заявляют о своём желании принять участие в торгах.

                                                              И вновь Тюбе

Как известно, за время работы Владимира Васильева в Дагестане не удалось реализовать ни одного масштабного проекта в промышленной отрасли. И поэтому для демонстрации возможностей республики в строительстве современных высокотехнологичных предприятий высоких гостей вот уже восьмой год во­зят в Тюбе, на Каспийский завод листового стекла. Не избежал этой участи и Бабич.
Здесь, судя по сообщениям из официальных источников, высокому чиновнику с особыми полномочиями рассказали, что предприятие выпускает 600 тонн высокомарочного листового полированного стекла в сутки, которое направляется в различные регионы России, а также за рубеж — Азербайджан, Болгарию, Грузию, Казахстан, Узбекистан, Польшу, Турцию, Украину и т. д. В 2019 году АО «КЗЛС» произвело продукции на 3,1 млрд рублей. Кроме того, Бабичу рассказали о планах предприятия по выпуску тонированного и энергосберегающего стекла.




Неясно, рассказали ли Бабичу о том, что вот уже много лет КЗЛС работает в убыток (около 2 млрд рублей в год). С учётом того, что на конец 2014 года общий объём кредиторской задолженности составил 14,6 млрд, можно предположить, что сегодня задолженность предприятия кредиторам и иным лицам превышает 20 млрд рублей. Мы не раз и не два писали о проблемах предприятия, приводя мнения авторитетных экспертов, которые сходились в том, что без строительства ГОКа рядом с заводом, он и дальше будет множить долги и прибыльным предприятием не станет ни при каких обстоятельствах.
Кстати, недавно на Авито обнаружилось объявление, согласно которому некий 
посредник продает КЗЛС, строительство которого обошлось в 10,5 млрд, — всего за 3,163 млрд. Такие вот дела. 
Кстати, площадка Тюбе, на строительство которой было потрачено более миллиарда рублей, для бизнеса оказалась не очень везучей. Два основных предприятия, построенных здесь — КЗЛС и завод керамической плитки ООО «Мараби», — вскоре стали банкротами. В последнее время  «Мараби» вроде ожил — долги предприятия у Сбербанка выкупила компания «Самарский Стройфарфор», которая планирует запустить в Дагестане две производственные линии по керамограниту, создав при этом 200 рабочих мест.




Новость, безусловно, позитивная, но есть опасность, что планы самарской компании могут планами и остаться. Дело в том, что трое акционеров компании (им принадлежит 50 % акций) активно противятся планам по возрождению «Мараби» и пытаются оспорить сделку в суде. Всё это происходит на фоне громкого бизнес-конфликта между учредителями предприятия, который не очень позитивно отражается на его работе. Плюс ко всему в начале года генеральный директор (он также является одним из учредителей) «Самарского Стройфарфора» Павел Мисюля стал фигурантом уголовного дела об уклонении от налогов на 143 млн рублей. 
Что же касается самой площадки Тюбе, то перспективы у неё, безусловно, есть. Особенно если в будущем территория нынешнего индустриального парка, как планируется, получит статус особой экономической зоны. Видимо, с учётом этого обстоятельства о своём желании работать здесь уже объявили ОАО НПО «Азимут», ЗАО «Энергострой–МН», ОАО «Корпорация DSA», ООО «Матис», ОАО «ЗАО Мушарака», ООО «Дагкварц».

                                                              Коньячные реки

Самое масштабное совещание с участием Бабича состоялось в Дербенте, где на территории Дербентского коньячного комбината обсуждались проблемы коньячной отрасли республики. Внимание федерального центра к этому сегменту экономики вполне объяснимо — в Дагестане производится 80 % российского коньяка. 
Некоторое время назад после поднятия акцизов отрасль оказалась в очень тяжёлом положении, поскольку производителей коньяка из натурального винограда начали переигрывать на рынке предприятия, работающие на «порошке» и концентратах, поставляемых из-за рубежа. Во многом ситуацию удалось переломить благодаря активной позиции Владимира Васильева. Благодаря его административному ресурсу Госдума приняла закон о запрете производства «порошковых» вин и коньяков. Правда, окончательно «порошковое лобби» в Госдуме Васильеву продавить не удалось — все попытки принять аналогичный закон по концентратам пока успешно блокируются. 
Сумел Васильев помочь российским производителям коньяка и в части снижения акцизной нагрузки. После его обращения к Путину тот дал поручение пересмотреть налоговую систему и принять меры для стимулирования развития виноградарства. Итогом этого стали поправки в Налоговый кодекс, вступившие в силу с января 2020 года. Согласно им после уплаты акциза производителям коньяка из российского винограда на каждый литр коньяка возвращается 123 рубля. Этот дополнительный доход производители коньяка должны будут направлять на развитие виноградарства, что, безусловно, положительно отразится на сырьевой базе. 




Как отметил Бабич, принятие этих поправок позволит отрасли успешно развиваться. «Доходы отрасли, — сказал он, — в текущем году составят порядка 610 млн руб., и уже с учётом роста объёмов производства по годам: в 2021 году будет ещё 740 млн руб., в 2022 году — 1 млрд 220 млн руб., в 2023-м — 1 млрд 260 млн руб. Это очень приличные деньги, и наша задача сегодня — посмотреть, что происходит в отрасли, как она развивается, простимулировать воспроизводство виноградарства, поддержать наших производителей и создать условия, чтобы быть конкурентными не только в России».
Задача, безусловно, благая, но на сегодняшний день не очень выполнимая. Во-первых, как сказал на совещании директор Дербентского коньячного комбината Павел Мишиев, «более 90 % продукции, которую называют коньяком, производится не из сырья российского производства». Речь идёт о тех самых зарубежных концентратах, которые в России до сих пор остаются «в законе». И до тех пор, пока не будет принят 468-й ФЗ «О развитии виноградарства и виноделия», ничего не изменится. Между тем его принятие успешно тормозится, а обсуждение регулярно переносится. Из года в год.
Ещё одна проблема отрасли связана с масштабными поставками в Россию более дешёвого армянского коньяка, которые сегодня занимают ощутимую часть рынка. При этом к нам завозится коньяк, произведённый из импортного сырья. А если называть вещи своими именами — из того же концентрата. Связано это с тем, что более половины коньяка в Армении — это, по сути, порошковый «недоконьяк». И именно его экспортируют в Россию с учётом более низкой цены. И таких подводных камней в коньячной отрасли великое множество.
И получается, что проблемы дагестанского виноделия решить в Дагестане невозможно. Это головная боль федерального центра и вопросы его компетенции. Сможет Бабич донести всё это до тех, кто принимает решения на самом верху — замечательно. Не сможет — все «прорывы» так и останутся локальными победами на фоне явно проигранной битвы.
И ещё. В своё время журнал «Дагестан» писал о том, что сегодня необходимо резко увеличивать посадки не технических, а столовых сортов винограда, активно востребованных рынком. Поставки в Россию столового винограда из зарубежных стран (без учёта стран Средней Азии) оцениваются в $7,8 млрд (всего в два раза меньше экспорта российской «оборонки»). Для того чтобы эти деньги остались в России и работали на её экономику, достаточно заложить в Дагестане примерно 200 тыс. га виноградников, с которых можно было бы собирать до 2,5 млн тонн столового винограда при выходе на среднемировые показатели по урожайности. Помимо серьёзного увеличения своей налоговой базы Дагестан при этом получил бы массу постоянных рабочих мест и возможность для устойчивого развития ныне пустеющих сельских территорий. Увы, на совещании в Дербенте эти вопросы не обсуждались.


                                                                В сухом остатке

В агропроме главной отраслью на ближайшие годы будет виноградарство, ориентированное на производство технических сортов винограда под потребности алкопрома. Именно сюда будут закачиваться основные федеральные «агротранши».
В промышленности ставка будет сделана на строительство и развитие инвестиционных площадок, некоторые из которых получат статус особых экономических зон. Очевидно, это будет сделано для того, чтобы привлечь в Дагестан серьёзных инвесторов, которые пока, увы, в республику не спешат. 
Главным же инвестиционным проектом на ближайшие годы останется «военно-морской». Основные бонусы получат жители Каспийска, но есть вероятность, что попутно решатся проблемы с обеспечением водой Избербаша и Ленинского района Махачкалы. А заодно сдвинется с мёртвой точки строительство канализационного коллектора Махачкала−Каспийск и очистных. Об этом Бабич сказал особо, подчеркнув, что МЭР будет держать под контролем строительство очистных и обеспечение качественной водой  жителей Махачкалы, Хасавюрта, Дербента, Кизляра и Буйнакска.
Из всех туристических объектов Дагестана Бабич посетил лишь Дербент. Это даёт основание предположить, что именно этот город будет приоритетным для нового руководителя компании «Курорты Северного Кавказа».
Ещё одним направлением МЭР в республике станет решение проблем доступности образования. Как отметил Бабич, в Дагестане необходимо разработать комплексное решение для повышения доступности образования. Он обратил внимание на большое число аварийных зданий школ, трёхсменное образование, недостаточное количество дошкольных учреждений.

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество