» » Уллучара Весна близко

Уллучара Весна близко


Влада Бесараб


Уллучара. Весна близко


Лакское село Уллучара в Акушинском районе очень древнее. Арабская надпись на самом старом памятнике местного кладбища датируется 750 годом, в самом селе при строительстве были обнаружены захоронения мужчины и женщины времён язычества.

«Уллучара» — это официально принятое название селения в русской транскрипции. Сами жители именуют его несколько иначе, а соседи-даргинцы называют на свой манер. Точного объяснения происхождения названия нет. Версии выдвигаются самые разные, ни одна не выглядит убедительной, но тем интереснее.



По второму (точнее, первому) образованию автор рубрики «Пленэр» этого номера Фатима Алиева — архитектор. Она проектирует жилые дома, интерьеры, а также занимается разработкой 3D-моделей деталей для мебели и росписью мебели. Но это работа, а для души есть поездки в горы и графика. И если в обычной жизни эта молодая женщина очень спокойна, медлительна и молчалива — эдакая «спящая красавица», то в горах она мгновенно преображается и удивляет всех своей энергичностью, жизнерадостностью и невероятной работоспособностью. Почему так происходит, она и сама не понимает, но говорит, что это ей очень нравится.



Традиционная для Нагорного Дагестана многоступенчатая архитектура делает Уллучара интересным для путешественников и художников. А Фатиму Алиеву это село особенно привлекает ещё и потому, что здесь родился и вырос её отец. Его рассказы наложились на её собственные детские впечатления и те факты об истории и своеобразных традициях Уллучара, которые она нашла в книгах, будучи уже взрослой. Результатом стала графическая серия (из офортов и акварелей), посвящённая селу и его людям. Офорты были частью дипломной работы Фатимы на ХГФ ДГПУ, за которую она единогласным решением аттестационной комиссии была удостоена оценки «отлично с похвалой». Акварели же выполнены специально для проекта нашего журнала.


Очень поэтично, трепетно передала художница прелесть села: строгую архитектуру, прозрачность воздуха, свежесть зелени, богатство узоров на старинной посуде, всё ещё используемой в быту. В офортах Фатиме удалось добиться единого живописного впечатления чисто графическими средствами: контрасты более интенсивных штрихов переднего плана с лёгкими прозрачными линиями фона передают глубину пространства, воздушную перспективу. Особенно хорошо это видно в листе, изображающем зимний пейзаж в Уллучара.


Тесно прижатые друг к другу двух- и трёхэтажные дома расположились амфитеатром по солнечной стороне горного хребта так, что  село представляет собой естественную крепость. Особую величественность этой панораме придаёт 50-метровый минарет главной мечети, находящейся на самом гребне. Это одна из самых крупных мечетей в округе, её строительство датируется 1115 годом Хиджры, а минарет возведён на 95 лет позже — если судить по надписям, обнаруженным на камнях.


Несмотря на свою молодость и хрупкость, Фатима обладает зорким взглядом и тонкой интуицией настоящего художника, уверенной рукой мастера. Она виртуозно владеет не только линией, но и пятном, силуэтом, контуром, белым штрихом. Живописные пятна акватинты, мастерски использованной при выполнении некоторых офортов, придают им экспрессии, композиционно выделяют главное. Для изображения самых лёгких теней и передачи мельчайших «акварельных» нюансов, автор использовала лавис — старинную технику рисования концентрированной серной кислотой прямо на доске. Сегодня она почти не применяется ввиду чрезвычайной сложности исполнения и вреда здоровью.

Хотя акватинта и лавис придают гравюрам живописности, размытой акварельной мягкости, невозможно точно предсказать, как при этом лягут тени и размоются контуры. Но Фатиме Алиевой как раз очень нравится этот эффект спонтанности. В том числе за это она любит и акварель, а именно, письмо по сырому, когда работать надо быстро, мгновенно реагируя на то, как ложится краска, используя выразительные возможности почти стихийно возникающих пятен и потёков. Для пущей эффектности Фатима порой использует спирт: если его капнуть на работу, он интересно разгоняет краску. Это то, что касается технической стороны процесса, а вот излюбленных жанров у художницы нет. Ей интересны и люди, и пейзажи, и мир вещей.


Отличное знание натуры дополняется прочной теоретической базой: при работе над уллучаринской серией настольной книгой Алиевой был историко-этнографический очерк «Уллучара» Г. Магомедова и Ч. Чупанова.

В Уллучара перейти из нижней части села в верхнюю можно только в пяти местах по крутым ступеням, выбитым в скале. Говорят, что когда-то был тоннель от края до края села, но учёные считают это маловероятным, ибо даже с помощью современной техники с трудом можно пробить здешнюю скальную породу. А вот локальные укрытия, небольшие пещеры и тоннели, где местные жители могли прятать оружие и провизию и укрываться сами в случае опасности, конечно, были. Опасностей и кровавых стычек в стародавние времена было немало. Но Фатиму Алиеву вдохновляли рассказы не о них, а о праздниках, которые уллучаринцы  всегдаотмечали необычно и интересно.


На праздник первой борозды (хъув буккаву, хъурзиккабу) в Уллучара и сегодня съезжаются гости со всего Акушинского района. Важная роль отводится «главному пахарю», которого выбирают из числа уважаемых сельчан, крепких хозяйственников. В доме пахаря раньше проходило традиционное пиршество, которое готовилось вскладчину, ему же доверяли провести ту самую символическую первую борозду. На акварели Фатимы пахарь непосредственно перед этим событием: он обряжен в вывернутую наизнанку овчинную шубу, на голове — папаха, из-за спины торчат во все стороны ветки метлы. Сейчас он — серьёзный и важный — пойдёт через село во главе процессии, вокруг с радостными криками будут бежать дети, а женщины, поливая участников шествия водой и обсыпая мукой, будут кричать из окон: «Да уродится земля, да будут густыми всходы, да умножится скот!».

В этом году художница очень надеется попасть в село на праздник, чтобы с натуры запечатлеть и это торжественное шествие, и вспашку земли, и соревнования в силе и ловкости, которые следуют после. А мы будем ждать новых работ.

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество