» » Он и она: разлука и встреча

Он и она: разлука и встреча

Под конец сезона Дагестанский государственный русский драматический театр представил премьеру пьесы А. Володина «Пять вечеров» в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Дагестан Марины Карпачёвой.


Камерная пьеса, психологический этюд, личная, трогательная история про человека. Не «маленького человека», не «героя времени», не «жертвы режима и обстоятельств», а — обыкновенного. Нет интриги, нет драйва, нет экшена этого пресловутого — всё очень размеренно и очень ретро. Это и подкупает. 


Он и она: разлука и встреча


В истории отечественного театра есть немало вариантов постановок «Пяти вечеров» разной степени успешности и «культовости», но для зрителей возраста 40+, благодаря экранизации Никиты Михалкова 1978 года, Ильин — это только Станислав Любшин, Тамара — Людмила Гурченко, Тимофеев — Александр Адабашьян, а неудачливая в любви продавщица Зоя — Валентина Теличкина. Такова сила кино. Пусть так, решила режиссёр Марина Карпачёва, и не стала пытаться уйти от экранных клише, а где-то даже нарочито прямо их использовала. К тому же не все зрители считывают эти параллели и цитаты. «Гурченко — это кто?» — спросила моя юная коллега. Она «открыла» для себя и это кино, и этих артистов именно после спектакля. Даже завидно немного.




Александр Степанов не пытался быть или не быть, как Любшин. Он был Ильиным. С его колючим характером, неустроенностью и неприкаянностью, сомнениями и метаниями, неумением врать и оттого нелепым враньём, шляпой этой дурацкой и, главное, искренностью чувств и поступков. Прекрасная актёрская работа, Александр! Спасибо.

Заслуженная артистка Дагестана Вера Гречанникова в роли Тамары убедительна и органична. Да, её Тамара довольно холодная и жёсткая, прямолинейная и резкая. Ну, так жизнь её не баловала, мягко говоря: война, блокада, смерть сестры, маленький племянник, о котором больше некому позаботиться, тяжёлый труд на заводе — всё это одновременно свалилось на её хрупкие плечи. И она не сломалась, не могла себе позволить сломаться. С вызовом, с гордостью она несколько раз повторяет Ильину, что она член партии, мастер, что её уважают, что должность ответственная. А ей действительно есть чем гордиться.




За эту гордость, верность себе, правдолюбие и прямоту её и любит Ильин. Впрочем, и она его за то же. Но в самый важный, решающий момент от героини потребовались совсем иные, прямо противоположные качества — мягкость, уступчивость, умение прощать. Ведь Ильин, явившись через 17 лет, перевернул всю её устоявшуюся жизнь, наврал с три короба, устыдился да и сбежал пить и горевать, предоставив Тамаре самой принимать решение. В лучших традициях классической русской литературы, кстати, Володин тут, конечно, продолжает гончаровско-тургеневско-чеховскую линию. И чувствуется, что эта ноша ей уже не по силам, что вот-вот — и она не выдержит. Между прочим, в вышеупомянутом фильме это не так чувствуется, там героиня Гурченко как-то сразу попадает в эмоциональную зависимость от Ильина и мается в ожидании решения, которое примет он. А у Гречанниковой Тамара иная, она действует решительней, но одновременно в ней больше милосердия, что ли. И жертвенности.

Есть в спектакле ещё одна пара и ещё одна история любви: Катя (Динара Махачева) и Слава (Арсен Хирамагомедов). Дуэт непосредственных и заразительных молодых актёров — несомненная режиссерская удача Карпачёвой. Копилка профессиональных достижений ребят пока ещё почти пуста, но работа в «Пяти вечерах» основательно её пополнила.




Но все действия и чувства героев не производили бы такого яркого впечатления, не заставляли зрителей волноваться, если бы художник-постановщик спектакля, заслуженный художник Республики Марий Эл Борис Городницкий не создал особенное пространство, в котором они живут. Ленинград 50-х годов с его парадными, фонарями и «флейтами водосточных труб», коммунальными квартирами с обстановкой, частично уцелевшей от прошлой, довоенной, доблокадной ещё жизни, а частично обновленной. Спектакль очень красиво оформлен. С большой любовью и вниманием к деталям. То же касается костюмов работы заслуженного художника Республики Дагестан Веры Агошкиной.




Действие происходит во времена, когда тяготы военного времени остались в прошлом: женщины расцвели, начали носить платья и юбки, подчёркивающие фигуру, элегантные пальто с меховыми воротниками, дополняя их нежными шарфиками и кокетливыми шляпами, а мужчины, наконец, облачились в «гражданские» костюмы, к которым так идут широкополые пальто и романтические шляпы. В такие костюмы — из подлинных винтажных тканей, с хорошим кроем и посадкой, Вера Агошкина и одела героев «Пяти вечеров». Вот, например, Зоя (Алина Абдулганиева) — работник торговли, имеющая доступ к дефициту (только посмотрите на её модный костюм и сумочку!), который она без сожаления обменяла бы на «простое женское счастье» и уехала с Ильиным на его Север. Но, увы, равнодушен Александр и к модной обстановке её дома, и к ней самой.




Ах, как идёт юной Кате оранжевое платье с жабо! Как мило, по-детски трогательно смотрится синяя ленточка в её косе. Как строгий коричневый костюм, словно панцирь, сковывает Тамару, а нежная, белая, очень изящная блузка подчёркивает хрупкость и нежность её женской натуры. И шляпа! Эта дурацкая, нелепая, явно новая шляпа Ильина, которая вместо того, чтобы придать ему солидности, акцентирует внимание на его растерянности и страхе быть отвергнутым.

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество