» » Этика этноса

Этика этноса



Наши полевые материалы позволяют говорить об этикетных отношениях: а) за столом в своей семье или в доме близкого родственника; б) в гостях у односельчанина или родственника в собственном селении; в) при коллективных трапезах на ритуально-увеселительных собраниях, вечеринках, посиделках и проч.; г) в гостях, обладая статусом гостя; д) на коллективных общесельских (например, при праздновании дня первой борозды) или носящих характер таковых (например, на свадьбах) совместных трапезах.


*   *   *

Нормы застольного этикета в гостях у друга-односельчанина мало чем отличались от домашних, семейных и в свою очередь зависели от факта присутствия–отсутствия за столом старших по возрасту, духовного лица, почитаемого и уважаемого в селении человека и др.; несколько менялись поведенческие характеристики свадебного застолья в зависимости от того, на местной свадьбе присутствует человек или в другом селении, у рядового узденя или у представителя ханско-бекского сословия.


*   *   *

И при скоромной семейной трапезе, и при обильном коллективном застолье обязательными были требования общего характера, совокупность которых по местным традициям соответствовала понятию «благородный», «воспитанный». Вот эти требования:

Не набрасываться на еду, есть как бы между прочим, нехотя, спокойно и неторопясь.

Не рассматривать блюда, кушанья, яства на столе, не заглядывать в тарелку рядом или напротив сидящих. Довольствоваться тем, что непосредственно перед тобой.

Есть мелкими порциями, откусывать небольшими кусками; подносить пищу руками ко рту, слегка наклоняя голову, не сопеть и не чавкать, жевать с закрытым ртом, не говорить с едой во рту; следить за тем, чтобы губы, подбородок, нос, усы и борода не были в крошках, жиру.

Не облизывать губы; воздерживаться от отрыжек; пробуя фрукты, овощи, угощать небольшими кусочками рядом и напротив сидящих.

Не ковырять в зубах.

Не распространяться о качествах пищи; правда, девушкам и женщинам хвалить блюда не только не возбранялось, но даже по нормам этикета предписывалось.


*   *   *

Впрочем, следуя нормам традиционной этики, женщина или девушка воздерживалась от подобных хвалебных замечаний, если блюдо, кушанье было приготовлено сестрой, тёткой, матерью, дочерью, племянницей и др. или при их активном участии. Как раз в этих случаях нарушением норм не считались замечания типа «слегка пересолено», «чуть недоварено», «жестковато» и др.


*   *   *

Для ведения праздничного застолья избирался тамада. Его кандидатура могла быть оговорена организаторами праздника ещё накануне. Тем не менее, открывающий застолье представитель старшего поколения, уважаемый в обществе мужчина, обозначив причину собрания и высказав краткие добропожелания в адрес хозяев, предлагал собравшимся выбрать тамаду. Как возможный вариант он тут же называл конкретного человека по предварительной подсказке хозяев. Собравшиеся шумно одобряли кандидатуру. Церемониал избрания заканчивался тем, что кто-либо из старших участников застолья предлагал поднять первые бокалы за тамаду. Затем названный брал в руки рог, бокал, благодарил собравшихся за честь («Я этой чести не заслужил», «Здесь находятся более достойные», «Я согласен только потому, что такова ваша воля» и проч.) и приступал к выполнению своих обязанностей. Как правило, это был человек старше среднего возраста, «умеющий говорить», т.е. обладающий даром красноречия, мудрый, находчивый, хорошо знакомый с жизнью джамаата, с особенностями взаимоотношений между тухумами, внутри тухумов, между отдельными семьями, прекрасно ориентирующийся в материальных возможностях каждой семьи.


*   *   *

Ведя стол, он периодически провозглашал здравицу в честь кого-либо из присутствующих, давал ему краткую лестную характеристику и предлагал высказаться. Умение тамады, его опыт заключались в предоставлении возможности произнести тост подавляющему большинству присутствующих, соблюдая при этом очередность по возрасту, общественному положению, степени родства по отношению к хозяевам, особо выделяя пришедших, приехавших с поздравлениями из других, соседних и дальних обществ и т.д.


*   *   *

Никто без разрешения тамады не мог самовольно покинуть застолье: любой из его участников мог в любую минуту «понадобиться» ведущему стол для решения тех или иных задач поддержания атмосферы праздничности и веселья. Тут ещё имело место соображение этического порядка: воспользовавшийся на какое-то время всеобщим вниманием мужчина, произнесший тост, спич, здравицу, удачно пошутивший, проявивший остроумие и т.п., по нормам морали обязан был выслушать и высказывания других, оценить их юмор, находчивость, красноречие. «Своё сказал и ушёл» — крайне негативная оценка поведения члена застолья в подобных случаях.


*   *   *

Время от времени тамада вступал с кем-либо в шутливую полемику, рассчитывая на остроумие и находчивость выбранного им собеседника; другого он мог обвинить в каких-либо нарушениях, самим же сфабрикованных или откровенно-вымышленных, по отношению к соседям по столу, зная, что «обвиняемый» будет остроумно оправдываться, и т.п. Словом, атмосфера праздничности, весёлости в таких ситуациях во многом зависела от умения тамады вести стол.


*   *   *

Целый комплекс запретов и престижных форм поведения на праздничном застолье во многом определял своеобразие традиционных этикетных норм.

Так, младший по возрасту слушал тост, обращённый к нему старшим или тамадой, стоя. Так же поступал мужчина любого возраста, когда с бокалом в руках в его честь провозглашал здравицу гость, тем более — кунак.


*   *   *

Морально-этические нормы дагестанцев категорически запрещали мужчинам пьянство. Пить хмельное можно было сколько угодно, при соблюдении одного правила: мужчина не должен был дать кому-либо повод сделать в его адрес замечание — «ты пьян». Даже облечённое в более деликатную форму («ты не следишь за собой», «ты теряешь над собой контроль», «пожалуй, тебе лучше больше не пить» и др.) подобное замечание считалось для мужчины унизительным.


*   *   *

Нормы застольного этикета предписывали воздерживаться от еды и питья, когда кто-либо провозглашал тост, когда за столом шла затеянная тамадой весёлая перепалка, когда кто-либо рассказывал присутствующим забавную, удивительную или поучительную историю и др. То же относилось и к разговорам с рядом или напротив сидящими.


*   *   *

Произносимый тост мог быть по форме остроумно-смешным, но обязательно доброжелательным по отношению к адресату. Иначе говоря, достижение общего веселья за счёт чьего бы то ни было смущения или досады, общественным мнением запрещалось.

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество